Почему детская пресса – это не бизнес?

школьники читают газету

Фото: Алексей Кунилов

Если попросить кого-либо с ходу вспомнить детские издания, то большинство назовёт «Мурзилку», «Весёлые картинки»… И, пожалуй, всё. Но говорить, что подрастающему поколению не нужна пресса, всё-таки рано: на фоне других сегментов бумажных изданий спрос на детские газеты и журналы падает медленнее. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, продажи печатных изданий в 2015–2018 годах сокращались в среднем на 10 процентов в год. У детских газет и журналов этот показатель колебался на уровне 2–5 процентов. Но выживать таким изданиям всё равно тяжело: зарабатывать на детях сложно, да и не принято.

Трудности доставки

Назвать точное количество детских печатных изданий ни по Свердловской области, ни по России в целом никто не берётся: некоторые из них, выходя небольшими тиражами, не регистрируются как СМИ. В Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Облгазете» сообщили, что только 21 печатное издание в нашем регионе признаёт своими читателями детей и подростков. Хватает ли этого 930 тысячам ребят, которые живут на Среднем Урале?

– В Европе детские СМИ чувствуют себя нормально. Если тираж приличный, то он обеспечивает существование редакции. Журналы там недешёвые, стоимость одного номера – от четырёх до десяти евро (примерно от 280 до 700 рублей.Прим. ОГ), – рассказывает исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии Елена Шитикова. – У нас, во-первых, низкая покупательная способность населения. Во-вторых, люди отвыкли читать за девяностые-двухтысячные годы. И у таких детей, ставших родителями, нет понимания, что существуют детские журналы, с помощью которых можно наладить образовательный процесс в семье.

Общегодовой тираж изданий для детей и подростков в России снижается. По данным Российской книжной палаты, в 2017 году он составлял 67 млн, а в 2018 году упал до 58 млн.

– Мы действительно снижаем тиражи, раньше выходило 95 тысяч экземпляров, сейчас – 46 тысяч, – говорит редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч. – Разрушается система распространения, киосков стало меньше, а попасть туда – сложнее. В супермаркеты принимают издания на продажу только за деньги. Если вы, решив купить «Классный журнал», обойдёте несколько точек, то не везде его найдёте. Мы пытаемся популяризировать подписку, но здесь тоже есть проблемы: почтальонов не хватает, поэтому иногда журналы оседают в отделениях. Возможно, поэтому кто-то перестаёт на нас подписываться.

Доходы от рекламы, являющиеся средством существования для большинства СМИ, у детских изданий почти отсутствуют – живут они за счёт реализация тиража. Естественно, этих средств хватает только на выпуск, поэтому основная часть газет и журналов работает «в ноль». На развитие и рекламу денег нет. Елена Шитикова объясняет, что большие тиражи нужны издателям и для охвата аудитории: важно, чтобы свежий выпуск можно было приобрести в каждом киоске, иначе СМИ никто не заметит. Особенно сложно добраться до покупателя маленьким изданиям.

– Мы пытались войти в киоски Роспечати, но это очень дорого, – поясняет редактор уральского журнала «Жар-птица» Ирина Вильховая. – Важно, чтобы читатели узнавали о журнале не только по сарафанному радио, но и имели возможность подписаться на него. К счастью, в следующем году нас можно будет выписать по электронному каталогу Почты России.

К слову, библиотеки выписывают только те газеты и журналы, которые есть в каталогах. Со школьными библиотеками ситуация сложилась и вовсе парадоксальная: там детскую прессу не выписывают совсем. Библиотекарь школы №1 в Верхней Салде Мария Костромина рассказывает, что деньги на детские СМИ в последние несколько лет не выделяются. Если периодика и появляется в учебных заведениях, то закупают её сами работники. Получается, привлечь к себе внимание аудитории детским изданиям почти нереально: они просто не попадают в руки маленьким читателям.

Детская пресса умрёт последней

– В России считается, что издатели детских журналов немножко сумасшедшие. Детская пресса не приносит прибыли, зачем же её тогда выпускать? Однако у некоторых есть потребность нести радость и знания детям, – уверена Елена Шитикова. – Детских издателей воспринимают как просителей. Но, например, крупная бизнес-структура Алишера Усманова поддерживает «Коммерсант», почему «Мурзилку» такие структуры не поддерживают? Будто это всё равно, что прислониться к чему-то заразному. Это и на самом деле заразно, но по-хорошему. 

И действительно, напрасно современные медиаспонсоры не замечают детскую прессу. Ведь чем больше читателей сегодня у того же "Мурзилки", тем больше их станет у "Коммерсанта" если не завтра, то послезавтра точно. 

Детских и подростковых печатных изданий, которые финансируются из государственного бюджета, нет, отдельные региональные проекты не в счёт. Но такие газеты и журналы имеют возможность получать субсидии и гранты. В Роспечати рассказали, что государство оказывает поддержку социально значимым проектам, реализуемым детскими изданиями. Всего за 2019 год на это выделили 43,4 млн рублей. В Свердловской области в этом году поддержку в 134 тысячи рублей получил проект журнала «Жар-птица» «Воспитанием развиваем способности».

– Этой суммы нам хватит на печать одного выпуска, значит, часть наших денег освободится, и мы сможем потратить их на что-то другое, – объясняет Ирина Вильховая. – Сейчас над журналом работают четыре волонтёра. Мы выпускаем развивающий интерактивный журнал с мультимедийным приложением. Если наши дети сидят в смартфонах и компьютерах, то пусть читают и слушают полезную информацию, развивающую, заставляющую думать.

Здесь есть подводный камень. Гранты и субсидии здорово помогают изданиям. Но обычно, чтобы получить деньги, нужно какое-то время вести проект самостоятельно, а для этого нужны ресурсы, материальные и человеческие.

– Мы участвуем во всех конкурсах, в которых можем. – Но гранты – это очень трудозатратно, усилия могут не окупиться, – объясняет Алексей Ходорыч. – Например, мы участвовали в прошлом году в конкурсе Министерства финансов, посвящённом финансовой грамотности, но не выиграли, может быть, в этом году повезёт.

На парламентских слушаниях «Печатная пресса в России: проблемы и перспективы», которые проходили весной, президент издательского дома «Лев» Лев Елин провёл интересную аналогию. В прошлом году от Министерства культуры и Фонда кино примерно по 150 млн рублей получили шесть полнометражных детских мультфильмов. Чуть более 70 изданиям для детей и подростков выдали только 38 млн. Никто не спорит, что создание качественного визуального контента – важно, но неплохо было бы, чтобы интерес к чтению стимулировался также активно.

– Вряд ли дети отправляются в Интернет, чтобы читать, там они играют, смотрят видео, общаются, – рассуждает Алексей Ходорыч. – Взрослые СМИ могут уйти в Сеть, но детские издания могут жить только в бумажном виде. Если ребёнка приучать к чтению, то делать это нужно через малую форму – периодику. Поэтому, я уверен, что детская пресса умрёт последней.

  • Опубликовано в №198 от 29.10.2019
Областная газета Свердловской области