Дорога без перспективы

Байкалово

В Басьяновском и живых, и мёртвых доставляют на погост на дрезинах, которые местные жители называют «пионерками». Фото: Галина Соколова

Дороги, ведущие к сельским погостам, редко бывают гладкими. И, как правило, проблемы возникают на бесхозяйных дорогах, которые не оформлены в муниципальную собственность. Выделять деньги на содержание юридически несуществующего объекта нельзя, а на полноценное оформление у местных властей зачастую не хватает ресурсов.

Дорога маршала Жукова

Жители деревни Малая Койнова (Байкаловский МР) несколько лет добиваются ремонта трёхкилометровой дороги, которая ведёт к сельскому кладбищу. Когда-то по ней можно было попасть и в райцентр. Старожилы вспоминают, что зимой 1950 года по этой дороге, будучи кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, проезжал маршал Георгий Жуков.

– Сегодня дорога, которую в советское время колхоз поддерживал в прекрасном состоянии, покрыта ямами и колдобинами, а последние полкилометра до кладбища после дождей превращаются в болото, – рассказывает уроженец деревни Василий Койнов.- Фирмы ритуальных услуг с трудом доставляют умерших к месту захоронения на тракторе. К нему цепляют грузовую тележку, в которой обычно возят дрова, и грузят на неё усопшего. Родные садятся туда же. Пешком очень сложно преодолеть это расстояние, особенно пожилыми людям, а их в деревне – большинство. Ни проститься с человеком нельзя, ни прибраться на могилке, ни поставить памятник. Депутаты разных уровней в ходе выборных кампаний много лет обещают отремонтировать дорогу, но после выборов забывают о своих обещаниях.

Два года назад жители написали письмо в администрацию района с просьбой оканавить дорогу и засыпать щебёнкой заболоченные ямы. Им пообещали, что ремонт проведут в 2018 году, но этого не произошло. Тогда сельчане написали главе региона Евгению Куйвашеву.

«Дорога проходит по землям сельскохозяйственного назначения и землям лесного фонда и в Реестре муниципальных дорог Краснополянского сельского поселения не числится, – получили они ответ из департамента по местному самоуправлению. – Учитывая, что данный участок является бесхозяйным, то выделение денежных средств из бюджета муниципального образования на ремонт дороги, в том числе отсыпку щебнем, будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств».

Сельчанам объяснили, что участок действительно собирались отремонтировать – в рамках общих мероприятий по оканавливанию обочин дорог на Чурманской территории, но из-за низкой стоимости контракта подрядчик отказался от выполнения работ. Получился замкнутый круг: чтобы выделить деньги на ремонт бесхозной дороги, надо её сначала оформить. А для этого выделить деньги, и немалые.

«По предварительной оценке, затраты для проведения кадастровых работ в отношении данного участка дороги с последующей государственной регистрацией и внесением в Реестр муниципальных дорог, проведения ремонта, в том числе отсыпку щебнем, составят более 28 миллионов рублей, – подсчитали в департаменте. Учитывая, что бюджет Краснополянского сельского поселения является дотационным (на дорожную деятельность в 2019 году предусмотрено 12 миллионов рублей), проведение кадастровых работ данной дороги в 2019 году не запланировано».

– Тратить деньги на ремонт мы не имеем права, а перевод этой дороги в собственность сельского поселения – непростой и дорогостоящий процесс,- прокомментировал «Облгазете» глава района Алексей Жуков. - Чтобы поставить объект на кадастровый учёт, понадобится около миллиона рублей.

Как рассказал глава, недавно решение вопроса наконец сдвинулось с места: деньги на землеустроительные работы предусмотрены в проекте бюджета 2020 года.

«На погост – на болотоходе»

Казалось бы, локальная проблема, но нет. По данным московского фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», в России не оформлено порядка 20 процентов дорог. Как и в примере, описанном выше, их прокладывали и содержали промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а в 90-е годы списали со своих балансов. Ремонтировать и обслуживать их за счёт муниципальных бюджетов нельзя – должностному лицу это грозит административной и даже уголовной ответственностью.

– А процесс оформления бесхозяйной собственности достаточно трудозатратен и длителен – так, в муниципалитетах Московской области фактически он занимает около двух лет, – объясняет социолог, доцент НИУ «Высшая школа экономики» Ольга Моляренко. - Для начала орган местного самоуправления должен выявить бесхозяйное имущество, затем поставить его на государственный кадастровый учёт в качестве бесхозяйного (в таком статусе объект должен находиться год, чтобы у субъектов, претендующих на него, была возможность заявить о своём праве) и только после этого обратиться в суд для признания имущества муниципальным…

По словам исследователя, муниципальные власти понять можно. Даже если опустить процедурные сложности и стоимость оформления ничейной дороги, то, чтобы привести её в надлежащее состояние, понадобятся существенные затраты.

– Принятие же дорог без последующего ремонта означает нежелательное внимание со стороны контрольно-надзорных органов и ухудшение показателей муниципального образования, – резюмирует она.

Поэтому муниципальные власти оттягивают момент, когда бремя содержания дороги ляжет на них и ищут альтернативные способы решить проблему. Где-то за помощью в содержании и ремонте обращаются к местным предприятиям – своеобразная социальная ответственность. А СМИ рассказывали о примерах, когда бесхозяйные дороги поддерживают в нормальном состоянии сами жители.

Нестандартным способом решили проблему с отсутствием дороги от посёлка Басьяновский (Верхнесалдинский ГО) до местного кладбища. Автодороги здесь нет, зато есть узкоколейка. И живых, и мёртвых пассажиров доставляют на погост на дрезинах, которые местные жители называют «пионерками». После закрытия торфопредприятия жители самостоятельно чинят пути протяжённостью 5 километров.

– Раньше на похороны снаряжали особый поезд. На открытой платформе – гроб и венки, на следующей – родня. А теперь на дрезинах – и хоронить, и навещать в родительские дни. Вокруг посёлка торфяные болота, но по зимнику на кладбище может проехать автотранспорт, – рассказал житель Басьяновского Сергей Брежнев.

В администрации Верхнесалдинского ГО сообщили, что дорогу до кладбища прокладывать не будут. Специалисты областного министерства транспорта и дорожного хозяйства обследовали объект и подсчитали, что только на отсыпку узкоколейки потребуется щебня на 100 миллионов рублей. Поэтому был выбран другой – более экономичный выход. Для нужд басьяновцев приобрели снегоболотоход стоимостью пять миллионов рублей. Восьмиместная техника с бескамерными шинами поступила 1 ноября. После постановки на учёт в ГИБДД машину передадут в Басьяновский. Жителям она будет выделяться для поездок на кладбище бесплатно.

болотоход Басьяновский
Вот такой восьмиместный болотоход куплен для жителей Басьяновского. Пока машина стоит у администрации Верхнесалдинского ГО, скоро её отправят в посёлок Фото: Ольга Шапкина

Такие примеры в регионе не единичны, и связаны они не только с дорогами до погостов. Так, в номере от 26 октября «Облгазета» подробно рассказывала об аварийном состоянии подъездных путей к коллективным садам под Екатеринбургом. Вопросы возникают и в тех случаях, если дорога расположена на ведомственной земле или ведёт к ведомственному объекту.

Систематически бесхозяйные дороги привлекают внимание прокуратуры, и на муниципалитеты уже по решению суда возлагается обязанность признать дорогу бесхозяйной и поставить её на учёт, но случаи эти – единичные. В середине октября депутат Госдумы Максим Иванов направил в областную прокуратуру запрос с просьбой провести проверку по вопросу обеспечения транспортной доступности деревенского кладбища возле деревни Малая Койнова. О результатах проверки пока не известно. «Облгазета» следит за ситуацией.

КАК  ПРИНЯТЬ  ДОРОГУ  В  МУНИЦИПАЛЬНУЮ  СОБСТВЕННОСТЬ?

Как рассказали "Облгазете" в пресс-службе Управления Росреестра по Свердловской области, государственная регистрация в целях принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (зданий, сооружений, помещений) осуществляется в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В случае, если сведения о бесхозяйных объектах недвижимости отсутствуют в ЕГРН, принятие на учёт объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт.

Чтобы проверить, имеются ли в ЕГРН сведения о бесхозяйных объектах недвижимости, органу местного самоуправления следует запросить выписку из ЕГРН. Для поиска объекта также возможно воспользоваться сервисами «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме on-line» и «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru).

Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен (например, выписка из реестров федерального имущества, имущества субъекта РФ и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на объект недвижимого имущества не было зарегистрировано ранее государственными органами (организациями).

В случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, одновременно представляется заявление о государственном кадастровом учёте.

Для осуществления государственного кадастрового учёта объекта необходим технический план, подготовленный кадастровым инженером. С перечнем кадастровых инженеров возможно ознакомиться на официальном сайте Росреестра. Сроки подготовки кадастровым инженером технического плана устанавливаются в каждом конкретном случае индивидуально, в соответствии с договором подряда.

Для подготовки технического плана автомобильной дороги используется проектная документация и разрешительные документы. В случае отсутствия или утраты таких документов, в состав межевого плана должны быть включены подтверждающие архивные выписки, справки уполномоченных органов.

Необходимо отметить, что согласно позиции Росреестра грунтовые дороги не являются объектами недвижимости и права на них не подлежат государственной регистрации. Вместе с тем, установление наличия у объекта признаков объекта недвижимости осуществляет кадастровый инженер в ходе проведения кадастровых работ.

Решение о принятии на учёт объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав (в случае, если отсутствуют основания для возврата заявлений и прилагаемых к нему документов).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Объект недвижимого имущества снимается с учёта в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект на основании решения суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Комментарий

Максим ИВАНОВ, депутат Государственной думы: 

– Массовых обращений по бесхозяйным дорогам не зафиксировано, но эта проблема актуальна для сельских территорий, где остаются старые заброшенные колхозные дороги, которые по привычке используются местными жителями, но при этом они не состоят ни на чьём балансе. Пример тому – ситуация в деревне Малая Койнова. Однако есть обращения, когда жители требуют от муниципалитета починить дорогу, находящуюся в частной собственности. Собственник ремонтировать дорогу не хочет, а муниципалитет по закону этого делать не может. Такие примеры есть в Рефтинском и Белоярском городских округах. Здесь вопрос необходимо решать уже в судебной плоскости.

Летом дорога от деревни Малая Койнова до сельского погоста заболачивается и проехать по ней можно только на тракторе Фото: Василий Койнов

  • Опубликовано в №204 от 07.11.2019
Областная газета Свердловской области