Лучший ас, воевавший на «Аэрокобре»

Григорий Речкалов

Фото: Культурный центр им. Г.А. Речкалова

В это воскресенье исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка, одного из лучших советских лётчиков-асов Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова. В историю Второй мировой войны он вошёл как самый результативный пилот, воевавший на самолёте Р-39 «Аэрокобра» американского производства.

Обстоятельствам вопреки

Свою дорогу в небо Григорий Речкалов начал на уральской земле. Родился он 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, теперь это – посёлок Зайково, В родной деревне Гриша закончил четыре класса начальной школы, и в 1931 году семья Речкаловых перебралась в село Бобровское под Сысертью. Там он начал заниматься в Свердловском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, в 1937 году по комсомольской путёвке был направлен в Пермскую военную школу лётчиков.

– Это было время, когда страна бросила клич: «Комсомолец – на самолёт!» и все мальчишки грезили авиацией. Наш аэроклуб воспитал 17 будущих Героев Советского Союза, и среди них был Григорий Речкалов, – говорит генерал-майор авиации в отставке, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров, член Общественной палаты Свердловской области Юрий Судаков.

Очень часто обстоятельства складывались против Григория Речкалова, но он с упорством преодолевал их. Так, 22 июня 1941 года он возвращался в расположение своего 55-го истребительного авиационного полка, имея на руках заключение врачебной комиссии о непригодности к полётам. Григорий Речкалов не различал цвета. По дороге узнал о начале войны, помчался на аэродром. Полк уже вёл боевые действия, нёс потери, нужны были лётчики. Комполка, выслушав доклад подчинённого, спросил: «Сможешь отличить советский самолёт от вражеского?». «Отличу!» – последовал ответ.

Свои первые боевые вылеты Григорий Речкалов сделал на биплане И-153, его ещё называли «Чайкой», с номером «13» на хвосте. Цифра оказалась для него счастливой, уже 27 июня 1941 года он сбил немецкий «Мессершмитт-109». Казалось невероятным: пилот без боевого опыта на деревянном устаревшем биплане уничтожает современный немецкий самолёт. Но Речкалова отличали смелость, идеальное чувство машины, мгновенная реакция на меняющуюся ситуацию.

В июле 1941 года во время сопровождения штурмовиков его истребитель И-16 попал под огонь с земли, Григорий Речкалов получил тяжёлое ранение ноги, с трудом дотянул до аэродрома. Дальше – лечение в госпиталях, три операции. Как только рана стала заживать, стал проситься на фронт. Рана была серьёзной, поэтому после относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк. Узнав, что там летают на У-2, развернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа, требуя направить его в истребительный полк. Правдами и неправдами в марте 1942 года он вернулся в свой родной полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским истребительным авиационным полком (ГИАП), который воевал на Южном фронте, затем – Северо-Кавказском фронте. Там количество своих побед Григорий Речкалов довёл до шести.

военные лётчики Григорий Речкалов (внизу) и Александр Покрышкин у зенитного орудия. 1943 год.
Григорий Речкалов (внизу) и Александр Покрышкин у зенитного орудия. 1943 год. Фото: Культурный центр им. Г.А. Речкалова

«Аэрокобра»

Но главные сражения и крупные победы были впереди. В декабре 1942 года 16-й ГИАП отправили в тыл на перевооружение. Лётчики стали осваивать поступавший в Советский Союз по ленд-лизу американский истребитель Р-39 «Аэрокобра». Самолёт имел необычную компоновку – двигатель располагался позади кабины пилота. Это позволяло разместить в передней части фюзеляжа мощную 37-миллиметровую пушку и солидный боезапас к ней. Смещение центра тяжести назад делало этот самолёт исключительно маневренным. Но эта же особенность компоновки стала и причиной его главного недостатка – склонности к сваливанию в штопор, особенно если машиной управлял неопытный пилот. Кстати, среди американских и английских асов Второй мировой войны нет ни одного, кто бы летал на «Аэрокобре». Союзники этот самолёт недолюбливали, считалось, что он мало подходит для принятого на Западном фронте стиля воздушной войны, где чаще всего истребители на большой высоте сопровождали «летающие крепости». Возможно, поэтому почти половина всех выпущенных Р-39 попала в Советский Союз. Этот самолёт стал самым массовым из поставленных нам по ленд-лизу: без малого 5 тысяч штук.

Самолёт «Аэрокобра» в Музее военной техники УГМК.
Самолёт «Аэрокобра» в Музее военной техники УГМК. Фото: Рудольф Грашин

На советско-германском фронте, где воздушные бои шли на малых и средних высотах и требовалась большая маневренность, эта машина пришлась кстати. Кроме Григория Речкалова на «Аэрокобре» воевали такие асы, как Александр Покрышкин, Ахмет-хан Султан, Павел Кутахов, Вадим Фадеев, Николай Гулаев. 11 из 27 лётчиков, дважды удостоенных звания Героя Советского Союза, пилотировали «Аэрокобру». Этой машиной обычно вооружали гвардейские полки с опытными лётчиками.  

Самым результативным из пилотов по числу побед, добытых на этом самолёте, стал наш земляк Григорий Речкалов – 50 сбитых машин противника. Когда после войны его спросили, что больше всего ему нравилось в «Аэрокобре», он ответил – радиосвязь. Отличного качества радиосвязь позволяла держать под контролем всю ситуацию в воздухе. Также отмечали наши лётчики и убойные качества пушки, попадание одного снаряда которой в самолёт противника гарантировало его уничтожение.

Война над Кубанью

Боевое крещение на новых машинах 16-й ГИАП получил весной 1943 года над Кубанью. Позднее это воздушное сражение историки назовут «Войной над Кубанью». Превосходство советской стороны в сухопутных войсках в битве за Кавказ немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. Но советские лётчики не уступили. С обеих сторон в боях участвовало более 2 тысяч самолётов, многие соединения, в том числе и 16-й гвардейский полк, где в эскадрилье будущего трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина звеном командовал Григорий Речкалов. Советские лётчики в небе над Кубанью одержали первую большую победу над асами люфтваффе. Вот что вспоминал об этом сам Григорий Речкалов:

«Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, несётся к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приёмы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой «этажеркой».

В этих боях Григорий Речкалов одержал 19 побед. 24 мая 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Легендарным становится и сам 16-й гвардейский полк под командованием Александра Покрышкина. В 1944 году Покрышкин впервые в стране был удостоен третьей звезды Героя Советского Союза, а Речкалов летом того же года получил свою вторую золотую звезду.

Родительский дом

Среди самых результативных советских лётчиков той войны Григорий Речкалов, согласно Википедии, занимает четвёртую позицию: 56 самолётов противника сбито им лично, 6 – в составе группы. На счету Ивана Кожедуба – 64 лично им уничтоженных самолёта, у Александра Покрышкина – 59, у Николая Гулаева – 57. Но есть и другие данные, согласно которым на личном счету Григория Речкалова должна быть 61 победа, в том числе три самолёта, уничтоженные им в начале войны и не записанные на него из-за потери штабных документов. Ситуация, распространённая среди наших лётчиков, имеются свидетельства, что тот же Александр Покрышкин говорил о большем количестве своих побед, но доказать их факт было невозможно. А вот немецкие асы не стеснялись себе приписывать любые сомнительные победы, отсюда – невероятное, кажущееся нереальным количество сбитых ими самолётов противника.

Наш ас был скромным и в общении.

– Я дважды встречался с Григорием Андреевичем. – рассказывает Юрий Судаков. – Последний – в 1965 году, на приёме выпускников Военно-воздушной академии. Он спросил, куда я попал по распределению, пожелал удачи. В общении запомнился очень открытым, никакого чванства или высокомерия. Хотя представьте: в 23 года он стал Героем Советского Союза, в 24 получает вторую звезду Героя, в тридцать с лишним – становится генерал-майором авиации. А я в то время только получил звание майора. Казалось бы, такая разница и в возрасте, и в положении, но мы разговаривали как обыкновенные люди. У меня остались самые добрые воспоминания от встреч с ним.

дом Григория Речкалова
Родительский дом Григория Речкалова перенесли на территорию музейного комплекса в Зайково. Фото: Александр Исаков

Хранят память о своём земляке и на ирбитской земле. В 2015 году в Зайково был открыт обновлённый музейный комплекс, посвящённый ему, прежде он был размещён в школе, где когда-то учился будущий советский ас. На территорию музейного комплекса перенесли и дом семьи Речкаловых.

– Григорий Андреевич много раз приезжал в родные места. Первым делом он всегда приходил к родительскому дому, хотя в нём уже давно жили чужие люди, – рассказывает директор МАУ «Культурный центр им. дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова» Елена Ермолаева.

По её словам, в музее Григория Речкалова в эти дни особенно многолюдно. В день празднования юбилея аса он станет главным местом проведения торжеств. Кульминацией их должен стать пролёт военных самолётов над посёлком, в котором родился наш прославленный земляк. Другим местом торжеств станет посёлок Бобровский, на кладбище которого рядом с могилой матери, Татьяны Петровны, Григорий Речкалов был похоронен, хотя умер он в Москве, в 1990 году. На территории Бобровской школы состоится открытие бюста дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова. Бюст в Зайково, на родине героя, был открыт в 1949 году.

КСТАТИ

В музеях Свердловской области можно увидеть две восстановленные «Аэрокобры». Один Р-39 размещён в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме, другой – в Культурном центре имени дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова в посёлке Зайково. На них повторяются обозначения, которые были нанесены на машину Речкалова: звёзды по числу побед, на хвостовой части большие буквы РГА – инициалы лётчика. А также красная полоса на верхней части киля, красный вал винта – характерные обозначения машин 16-го гвардейского полка.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №23 от 08.02.2020
Областная газета Свердловской области