Реставраторы времени: уральские архивисты сохранят историю на 500 лет

Центр микрографии и реставрации архивных документов, Александр Бурундуков

Сотрудник центра микрографии Александр Бурундуков показывает оцифрованные кадры одной из серий мультфильма «Ну, погоди!». Фото: Галина Соловьёва

Центр микрографии и реставрации документов Свердловской области получил новое оборудование. Теперь у его сотрудников есть ещё больше возможностей с помощью уникальных технологий восстанавливать исторические документы, оцифровывать советские мультфильмы и делать микрофиши, которые могут храниться до 500 лет.

Научный подход

Центр микрографии и реставрации архивных документов Свердловской области открылся в Екатеринбурге в 2017 году. Поначалу он располагался в аварийном здании рядом с городской промзоной на Уралмаше. Условия для работы там были далеко не оптимальными — помещений для сотрудников не хватало, а современное оборудование и вовсе негде было разместить. Но в прошлом году центр переехал в новый офис рядом со штабом Центрального военного округа по улице Первомайской, и возможности реставраторов возросли многократно.

– Наш центр – единственное от Самары до Владивостока научно-производственное объединение, где ведут полноценную работу по восстановлению и сохранению любых архивных документов, – рассказывает начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин. – Архивисты оперируют не десятилетиями, а столетиями: самый старый документ, который есть в наших фондах, датируется 1596 годом. Мы заинтересованы в том, чтобы вся информация хранилась вечно, пока человечество живо.

На реставрацию в центр микрографии поступают документы из всех шести государственных архивов Свердловской области. В учреждении работают всего 29 человек, но каждый из них – эксперт в своей области. Здесь легко можно встретить химика-искусствоведа или архивиста-фотодизайнера: необычный сплав специальностей помогает понять, как лучше всего сохранить документ или оцифровать его.

– Возьмите чернила, которыми написан документ, – говорит Александр Капустин. – Мало кто задумывается, но от их химического состава во многом зависит сохранность документа. В Китае, которому 4 000 лет, употребляли чернила на золе. Они очень быстро выцветают, поэтому у китайцев большие потери архивных документов. А в России всегда использовали чернила на растительной основе, они более долговечные. И не зря наша страна – великая архивная держава, потому что наша история записана ещё в летописях IX-X веков. Но даже эти чернила выцветают, поэтому сотрудники центра анализируют их состав и ищут способы, как дольше сохранить наше архивное наследие.

Без права на ошибку

В первую очередь важно сохранить особо ценные и уникальные документы: церковные метрические книги, исторические источники, например, о промышленниках Демидовых или уральских купцах, а также наиболее востребованные у посетителей документы по истории рода. Их восстановление сродни хирургической операции. У реставраторов нет права на ошибку: все документы, которые к ним поступают, существуют в единственном экземпляре. Поэтому ответственность стопроцентная.

Центр микрографии и реставрации архивных документов
Большинство архивных документов состоят из нескольких листов, и каждый из них реставраторы восстанавливают по отдельности. Фото: Галина Соловьёва
Центр микрографии и реставрации архивных документов
Для восстановления еле различимых чертежей и рисунков используют цианотипию – особый метод фотопечати, который изобрели в середине XIX века. Фото: Галина Соловьёва

Инструменты для работы у реставраторов те же самые, что и у врачей. Скальпелем они удаляют с документов скотч и другие инородные предметы, стоматологическим шпателем разглаживают загнутые края. С помощью спонжа для макияжа протирают документы от пыли, шлифованным мраморным камнем выпрямляют бумажные листы, а однопроцентным раствором уксуса убирают пятна от силикатного клея, который разрушает чернила.

– Мы постоянно в поисках новых материалов для реставрации, – отметила директор Центра микрографии и реставрации архивных документов Свердловской области Юлия Дёмина. – Это относится и к оцифровке документов на бумажных носителях. Современные профессиональные сканеры позволяют нам создавать страховой фонд и выкладывать электронные копии документов в открытый доступ в сети Интернет. В год мы оцифровываем 10 тысяч единиц хранения особо используемых архивных записей.

Цифровое будущее

Больше всего времени у специалистов уходит на оцифровку аудиовизуальных документов — аудиокассет, грампластинок, советских мультфильмов, кино- и видеозаписей, телетрансляций. Оцифровывают плёнки покадрово: представьте, сколько уходит на это времени, если по принятому стандарту в одной секунде 24 кадра. Поэтому видео продолжительностью пять минут состоит из более семи тысяч кадров!

Центр микрографии и реставрации архивных документов
Для оцифровки архивных документов в центре микрографии используют сканеры формата А0. Фото: Галина Соловьёва

– Перед оцифровкой мы полностью реставрируем плёнку: заменяем склейки и спаиваем ультразвуком отдельные кадры для устранения дефектов, – поясняет реставратор архивных документов Александр Бурундуков. – Аудиовизуальные записи находятся в зоне особого риска: срок жизни магнитной ленты несколько десятков лет. В этом плане наша работа сродни сохранению культурного наследия. В госархивах есть видеозаписи, которые требуют незамедлительной оцифровки. Потому что через пару лет они рассыплются, и вся информация будет утеряна.

Чтобы такого не случилось с бумажными документами, в центре микрографии используют цифровое микрофильмирование. Технология до гениального проста. Документы сканируют, их электронные образы поступают на компьютер, а затем искусственный интеллект формирует из них микрофиши, которые специальный принтер печатает на прозрачной плёнке. На каждой микрофише размером с обычную фотографию может уместиться несколько десятков полноформатных документов в высоком разрешении. Срок их хранения – до 500 лет. Возможности центра микрографии позволяют создавать ежегодно не менее 300 тысяч цифровых копий документов.

Центр микрографии и реставрации архивных документов
Обычным взглядом документы на микрофише не различить, поэтому для их чтения применяют фотоувеличители. Фото: Галина Соловьёва

– В планах – закупка дополнительного оборудования для центра и расширение его возможностей в несколько раз, – подчеркивает Александр Капустин. – Будем обучать специалистов современным технологиям, в том числе и за рубежом. Думаю, в скором времени мы сможем оцифровать все особо ценные и уникальные документы, которые хранятся в Свердловской области.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №029 от 18.02.2020
Областная газета Свердловской области