На Среднем Урале на Масленицу не жгли чучел, но устраивали снежные бои

блины

Многие народности, исторически населяющие территорию Свердловской области, отмечают Масленицу Фото: Павел Ворожцов

Масленицу отмечают не только славяне, но и марийцы, удмурты, коми и чуваши – многие народности, исторически населяющие территорию Свердловской области. Эту неделю проводят в праздничных гуляньях и православные верующие, и атеисты, считающие её языческим праздником или традицией провода зимы. Общий праздник все отмечают по-своему, зато вместе.

Многие традиции праздника «Проводы зимы», которые мы все помним с детства, – оказывается, никогда не были характерны для дореволюционного Среднего Урала. Они пришли в города и сёла «по разнарядке» в советское время: по всей стране на последней неделе марта провожали зиму, катаясь на стилизованной избе Емели, запряжённой в красочно украшенную тройку лошадей, ели блины и сжигали чучело.

– А на самом деле на всей территории Свердловской области только в трёх деревнях делали чучело Масленицы: под Туринской Слободой и недалеко от Байкалово, – рассказывает этнограф, ведущий методист Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслав Печняк. – Причём в байкаловской деревеньке это чучело не сжигали, а просто разбирали. Здесь жили переселенцы из Белоруссии, сохранившие свои привычки. Во всех других местах региона уральские старожилы на масленичную неделю просто жгли костры – сжигали в них какой-то мусор со двора, и молодёжь веселилась в свете огня.

блины
На Среднем Урале блины часто пек.ли в печке – тогда они получались толще, чем обычные Фото: Павел Ворожцов

Считается, что в огне сгорало всё плохое, что было в людских помыслах – так они готовились к Великому посту. Молодые люди катались в санях по улицам. Ещё был выезд на коне Масленицы – мужика, наряженного в тулуп, который в скабрёзной форме зачитывал указы про то, как следует проводить праздник. Он же потом и руководил штурмом снежной крепости. А уж эти штурмы были всюду – на городских площадях и на деревенских пустырях. Но никаких фигур-чучел уральцы не жгли. Хотя традиция, связанная с куклами, у наших предков на Урале всё-таки была.

– На Масленицу и на Троицу девушки носили по домам тряпичных кукол, – рассказывает Печняк. – И где приходилось остановиться с куклой, там устраивали праздничное застолье.

По традиции, оставшейся с советского времени, кое-кто из культурологов ещё и сегодня считает Масленицу языческим праздником. Путают советское представление с этнографической реальностью. Вслед за ними и атеисты думают так же – удобно, и есть повод отметить этот праздник вслед за предками, почувствовать себя наследниками отцов. Но всё больше этнографов полагает, что Масленица всегда была именно христианским праздником, связанным с Сырной седмицей. Верующие готовятся вступать в Великий пост и отказываются от мяса, но ещё могут есть сыр, яйца, масло и рыбу.

– Анализ масленичного фольклора показывает, что в нём нет ни одного упоминания языческих божеств, но много говорится о еде, – поясняет Вячеслав Печняк. – Правда, масленичного фольклора на Урале немного: уральцы традиционно на Масленицу пели мало. Не в нашем это суровом характере – распевать зимой песни. Протяжные мелодии заводили только сидя за столом.

Печь блины на Масленицу – традиция, связанная с поминовением родственников: Масленица же и начинается с Родительской субботы. Это правило у славян легко подхватили марийцы, удмурты и коми. Для этих народов культ предков имеет особое значение, так что архаичный хлеб, которым блины и являются, все пекут охотно, добавляя в рецепты собственные национальные секреты. Кстати, постные блины готовят и в пост.

– В Масленице много смыслов, каждый считает важным для себя что-то своё, – уверен Печняк. – Главное – мы празднуем её вместе, и верующие, и атеисты, она объединяет нас, и так мы чувствуем, что принадлежим к одному сообществу.

СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ ОТ СЕСТЁР НОВО-ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Сёстры Ново-Тихвинского монастыря, что в Екатеринбурге, восстановили более 30 старинных рецептов блинов и поделились ими с читателями «Областной газеты». 

Дрожжевые

  • 250 мл молока,
  • 350 г муки,
  • 2 ст. л. сахара,
  • 10 г дрожжей,
  • Соль, растительное масло.

Молоко вскипятить и охладить, растворить в нём дрожжи, добавить муку, сахар и соль по вкусу. Тщательно перемешать и на 25 минут поместить в тепло, чтобы тесто поднялось.

Гречневые

  • 200 г пшеничной муки,
  • 50 г гречневой муки,
  • 1 яйцо,=200 мл молока,
  • 50 мл кефира,
  • 0,5 г соды,
  • 1 ст. л. сахара,
  • 1 ч. л. соли,
  • 50 г растительного масла.

Просеять пшеничную и гречневую муку, смешать с солью и содой. Взбить яйцо, добавить сахар и кефир, смешать с мукой. Вливая молоко и помешивая, приготовить однородное тесто, близкое по консистенции к жидкой сметане. Добавить растительное масло. Начинку для гречневых блинов выбирают несладкую – солёную рыбу или сыр.

Гурьевские

  • 800 г пшеничной муки,
  • 8 яиц,
  • 100 г сливочного масла,
  • Немного кислого молока.

Муку просеять через сито и добавить в неё 8 желтков, затем масло и перемешать. Перемешивая, влить кислое молоко. Взбить белки в пену, добавить их в тесто, перемешать.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №034 от 26.02.2020 
Областная газета Свердловской области