Конкурс «Наша победа»: шофёрские судьбы

Тимошенко

Награждение шофёров 52-го отд. авт. полка медалями «За боевые заслуги». Иван Тимошенко – во втором ряду крайний справа. Фото: Из архива семьи Тимошенко

О ветеранах ирбитского села Скородумское рассказывает Нина Ивановна Исакова, дочь Ивана Егоровича Исакова из села Скородумское Ирбитского района.

Отец прошёл через три войны

Иван Егорович Тимошенко из села Скородумское Ирбитского района был участником сразу трёх войн: финской, Отечественной и японской.

Иван Егорович – рядовой, военный шофер 852-го отдельного автотранспортного батальона, на машине ГАЗ-АА, именуемой в народе «полуторка», возил продукты, снаряды, цеплял к машине пушки к месту будущих боев. На подступах к Москве, затем в блокаду Ленинграда и по всей европейской части страны вместе с нашими армиями гнал фашистов до Балтийского моря, города Кёнигсберга, а после победы служил на Дальнем Востоке до 27 мая 1946 года.

Родился Иван 14 января 1915 года в селе Хухре Сумской области Украины. Родителей раскулачили, так он оказался на Урале. В 1936 году он заканчивает Зайковскую школу рабочей молодёжи. От Ирбитского военкомата его направляют на курсы шофёров. Проходит совсем немного времени, и его призывают на действительную военную службу. Служит в Карелии, участвует в Советско-финской войне. После войны по предложению друзей-ленинградцев из автомобильной роты остаётся жить в городе на Неве. 23 июня 1941 года его мобилизуют. Так для него началась ещё одна война, Отечественная. Во время Ленинградской блокады водил машину по ледовой трассе через Ладожское озеро. Нетрудно представить, что творилось на душе у водителей, когда у них на глазах уходили под лёд машины их боевых товарищей с продовольствием или людьми.

Отец рассказывал: «Едешь, и вдруг немцы начинают снарядами взрывать Ладожское озеро, чтобы машины не могли вывезти людей, детей на «Большую землю». У меня всегда в кармане была бечёвка. Это клубок бельевой верёвки с двух сторон, у которой концы сделаны виде петли. Если сам попадал в полынью, быстро бросал клубок на лёд, а петлю держал в руке, и кто стоял на льду, хватали развернувшийся клубок, длиной примерно метров шесть, и вытаскивали тонущего человека». Он и сам много раз спасал людей и детей из полыньи.

За перевозку людей и грузов по Ладоге моему отцу был вручен нагрудный знак «Отличный шофёр», который давался тогда лучшим водителям, сохранившим свою машину, а также медаль «За оборону г. Ленинграда».

Победу встретил в Кёнигсберге. Но далеко ещё было до возвращения домой. В августе 1945 года отца, как одного из лучших шофёров, отправляют на курсы переобучения – водить американскую машину «Виллис». Это большая грузовая машина с хорошей проходимостью по бездорожью, такие использовали в боях с японцами. Однажды возле города Харбина Иван Егорович вёз на машине «Виллис» командующего фронтом Александра Михайловича Василевского. Их обстреляли, пуля попала в руль автомашины. Осколки разлетелись по машине, ранив обоих. Но они остались живы.

После Харбинского госпиталя отца демобилизовали. Так для него закончилась война, вернее – три войны. Домой он вернулся в июле 1946 года.

Мурзин
Иван Мурзин шофёром дошёл до Берлина Фото: из архива семьи Мурзиных

В первый бой шёл без оружия

Мурзин Иван Александрович родился 14 января 1914 года. О его судьбе пишу со слов внучки Нины Владимировны Радковской и архивных данных. Нина Радковская рассказывала: «Мы многого не знали о своём геройском фронтовике. Но в 2017 году мой сын Саша в архивах Министерства обороны Российской Федерации нашел и открыл всё, что было по нашему деду, даже письма, что он писал с фронта. Мы читали и плакали!»

Иван Александрович Мурзин и Анна Михайловна Дрокина поженились в 1932 году, построили в селе Скородумском свой дом. Весной 1941 года случилось в их семье несчастье, Ивана арестовали и увезли. В доме остались четверо ребятишек и супруга Анна Михайловна. Но осудить Ивана не успели, 22 июня 1941 года началась война, а 25 июня ему предложили идти добровольцем на фронт.

Война для Ивана Александровича началась уже 28 июня 1941 года. В первый бой он вместе с другими «штрафниками» шёл без оружия. Командир сказал: что отберёте в бою у немцев, с этим и будете воевать. Иван как заговорённый добежал до первой траншеи и сразу «угрохал» немца, забрав его автомат.

Иван Мурзин дошёл до Берлина. Воевал шофёром в составе 275-й отдельной автотранспортной роты, потом – в 20-й танковой бригаде, имел одно ранение. В наградном листе на орден Славы III степени (приказ № 42336 от июня 1944 года) мы прочитали краткое изложение его подвига. Красноармеец Иван Александрович Мурзин был представлен командованием к ордену Отечественной войны II степени (дали орден Славы III степени). И вот за что: «Товарищ Мурзин И.А., при прорыве обороны немцев 21 марта 1944 года, западнее деревни Романовка–Борка, Велькинского района, Тернопольской области первым ворвался в расположение немецкой обороны и забросал гранатами 2 немецких минометных расчёта, обеспечив беспрепятственное продвижение взвода вперёд. Кроме того, товарищ Мурзин лично уничтожил 8 немецких солдат, а двух немецких офицеров взял в плен. Находясь всё время впереди подразделения, товарищ Мурзин Иван Александрович, показывая образцы личного мужества и храбрости в борьбе с немецкими оккупантами, увлекал за собой остальных бойцов».

Иван Мурзин награждён медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией 1941–1945 гг.». После войны он работал водителем в Зайковском промкомбинате, потом в колхозе имени Сталина.

  • Опубликовано в №81 от 08.05.2020.

Сюжет

Конкурс «Наша Победа»
«Областная газета» предлагает поделиться памятью о своих дедах и прадедах.

Областная газета Свердловской области