1 июня: защищать детей от жестокости, но не от жизни

Открытие сквера первых строителей мжк

Психологи считают, что защищать от реальной жизни детей опасно для них самих. Фото: Галина Соловьёва

В нашем мягком современном мире, обложенном со всех сторон поролоном от разных непредвиденных обстоятельств, мы всё чаще с удивлением обнаруживаем зияющую пропасть между тем, какими детьми были мы сами 30–20 лет назад, и тем, какими являются современные школьники. Мальчику в 15 лет не уметь нарезать хлеба? Девочке в 14 лет не быть способной поджарить на сковородке картошку (я не говорю уже с грибами, потому что это — тем более)? Это мы сами, взрослые, родители, до такой степени «защитили» своих детей, что теперь, похоже, пришло время защищать их от нас.

Инфантилизм подрастающего поколения стал уже общим местом — все кругом только и даются диву, каких беспомощных, не приспособленных к жизни детей мы теперь воспитываем. В соцсетях, на форумах, на родительских собраниях в школе самыми популярными оказываются темы о том, что дочь/сын в возрасте получения паспорта самостоятельно не способен сделать ничего… Но это ведь мы с вами так обставили их жизнь, что потребности к самостоятельности у детей попросту не возникает.

– Вопрос защиты детства появился, когда всё человечество жило трудно, – говорит кандидат психологических наук, старший преподаватель, сотрудник департамента психологии Уральского федерального университета Константин Комаркин. – Законодательно и социально защитив детей, общество обеспечило воспроизводство. При росте благосостояния острая необходимость действительно защищать подрастающее поколение отпала, но мы продолжаем делать это, считая факт признаком высокого уровня развития общества. Отсюда и перегибы.

Проблема из частной становится общей, когда растёт количество таких молодых людей, излишне оберегаемых в детстве от любых трудностей. Да, это примета сытого общества, не сталкивавшегося с особыми трудностями выживания — она не могла появиться в нашей стране в условиях военного или послевоенного времени, в условиях всеобщего дефицита 80-х годов или слома социального строя 90-х годов прошлого века.

– Сегодня всё чаще взрослые воспринимают детей как средство собственного благополучия, средство достижения своих целей, а не как членов семьи и… настоящих людей, – говорит Елена Кондрашкина, детский семейный психолог-консультант, тренер Школы приёмных родителей в Екатеринбурге. – Очень многие с пафосом говорят: «Мой ребёнок – это смысл моей жизни!» Но неужели кому-то хотелось бы оказаться на месте этого ребёнка и стать смыслом чьей-то жизни? Вряд ли. Из людей дети превращены в объекты, если говорить попросту — то в игрушки для взрослых.

Звучит грубо, конечно. Но отражает действительность. Свою игрушку владелец бережёт, а если любимую, да ещё ту, которая является смыслом жизни, то – как зеницу ока. От любой беды и сглаза, как говорится. Неудивительно, что всё острое и горячее, способное ранить от такой игрушки убирается подальше. И не только в прямом смысле. Помните, пару лет назад очень громко в России звучали призывы убрать из школьной программы произведения, рассказывающие о жестокости помещиков во время крепостного права и о преступлениях фашистов во время Великой Отечественной войны? Как же – описание жестокости ранит детскую психику, негодовали инициаторы обеднения программы по литературе. И всерьёз шли бурные дебаты, пока Министерство просвещения РФ их не прекратило твёрдым ответом о невозможности урезать школьные планы.

– Современное общество превратилось в общество потребления, и ко всему, что человека окружает, он предпочитает относиться как к собственности, – продолжает Елена Кондрашкина. – Когда это касается машины, квартиры или дома — это вполне нормально. Но люди-то являются субъектами отношений и принадлежать друг другу не могут, отсюда и коллизия.

Переломный момент обычно происходит, когда ребёнок подходит к подростковому возрасту и заявляет о своих правах. В этот момент у родителей вдруг открываются глаза: ты же сам должен, вот я в твоём возрасте!..

– Но обезножили и обезручили-то детей их собственные родители, – вздыхает Елена Кондрашкина. – Да, ребёнка нужно защищать от жестокости, но нельзя защищать от жизни. Ребёнок — это маленький человек, не обладающий правами взрослого. И вырасти он должен так, чтобы мог жить без родителей. Этого не получится, если он в детстве не будет иметь возможности пережить собственные неудачи и падения, переживания от несправедливости и боль от утраты любимой кошки, например.

1 июня – Международный День защиты детей

Губернатор Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ:

– Уважаемые жители Свердловской области! Поздравляю вас с Международным днём защиты детей!

Детство – самая плодотворная и благоприятная пора в жизни каждого человека и, вместе с тем, самая уязвимая. Дети – наше будущее, поэтому наша задача – защитить их от невзгод, подарить тепло, любовь и чувство защищённости, создать условия для полноценного раскрытия талантов, реализации творческого и интеллектуального потенциала.

В Свердловской области ведётся системная работа по поддержке семьи, материнства и детства. Эффективные меры социальной поддержки дают ощутимые результаты. Так, количество многодетных семей в регионе за минувший год выросло на 11 процентов и превысило 61 тысячу семей. Сегодня в нашем регионе активно реализуются мероприятия объявленного в России Десятилетия детства, нацеленные на обеспечение оздоровления и отдыха детей, сокращение социального сиротства и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для качественного образования, формирование доступной развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяем детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В минувшем году для 735 таких детей был организован отдых в оздоровительных лагерях. Серьёзная работа проводится по социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом.

Мы достигли высоких результатов в работе по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня свыше 90 процентов уральских детей-сирот воспитываются в приёмных, патронатных или других формах семейного устройства. 

В этом году в связи с пандемией коронавируса всем нам, нашим детям, нашим семьям приходится переживать непростые времена: соблюдать режим самоизоляции, дистанционно учиться и работать. Для поддержки семей с детьми Президент России В.В. Путин ввёл беспрецедентные меры поддержки: единовременные выплаты на всех детей от 3 до 16 лет, ежемесячные выплаты на всё время пандемии для детей до 3 лет и ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет в семьях с низким доходом. В Свердловской области принимаются все необходимые меры для того, чтобы в полном объёме довести эти меры до семей с детьми, сделать их получение максимально простым и доступным.

Уважаемые жители Свердловской области!

Благодарю всех, чей труд связан с защитой и воспитанием юных уральцев. Желаю всем детям Свердловской области здоровья, счастья, хороших летних каникул и отличного настроения!

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №095 от 30.05.2020 под заголовком «От жизни не защитишь...»
Областная газета Свердловской области