Темы дня

На Среднем Урале побывала передвижная синагога

Оборудованный внутри как жилое помещение для трёх раввинов, мицва-танк побывал в десятках небольших городов, где нет своей синагоги. Автор фото неизвестен.

Оборудованный внутри как жилое помещение для трёх раввинов, мицва-танк побывал в десятках небольших городов, где нет своей синагоги. Автор фото неизвестен.

Мицва-танк — так называется эта мобильная синагога, которая транзитом из Москвы прибыла в столицу Среднего Урала в составе второй «Еврейской этнографической экспедиции». Она привезла нашим соотечественникам-иудеям книги и предметы культа. А главное — она везёт людям идеи добра.

В этнографическую экспедицию в июле из Москвы одновременно стартовали три мицва-танка: один — на юг, в Ставрополь и Сочи, другой — в Поволжье, а третий — в Сибирь, на Омск и Красноярск через Урал. Все вместе они объехали уже больше двухсот городов. И везде их принимали очень душевно, везде им были рады.

В машине для исполнения заповедей (мицва в переводе с иврита — заповедь) колесят по России три молодых раввина. Они — ученики Иешивы, одного из религиозных учебных заведений евреев. Раввины встречаются в разных городах с членами местных общин, обмениваются опытом, молятся и вместе читают тору.

Почему — мицва-танк? Это ещё с 1974 года повелось, когда обострилась арабо-израильская война. Последний лидер движения «Хабад Любавич» Менахем Шнеерсон, опечаленный этим событием, придумал запустить в Нью-Йорке передвижные синагоги. «Это будут наши танки», — якобы изрёк Шнеерсон. Фургоны возили по городу религиозную литературу, а сидевшие внутри раввины принимали всех желающих. Их раввины и наставляли на путь веры, терпимости и добра.

На Среднем Урале мицва-танк побывал сначала в Нижнем Тагиле, потом в Екатеринбурге (здесь его поджидал шаббат — субботний день, когда всем евреям запрещено работать), а после посещения памятного знака Европа-Азия мицва-мобиль по-ехал дальше, в Челябинск.

— В Екатеринбурге в воскресенье наши гости продали всё, что привезли с собой из Москвы, — рассказывают мне в Екатеринбургском еврейском общинном центре «Синагога». — У них были очень хорошие и дешёвые книги, а также мезузы. В нашу синагогу пришло на встречу с ними очень много верующих. Люди с удовольствием слушали молодых раввинов и охотно покупали у них книги и мезузы.

Споткнувшись второй раз на этом слове, я, извинившись, спросил: «Что такое мезузы?». Оказалось, это очень важная для каждого еврея культовая вещь. Небольшой пергаментный свиток из кожи кошерного животного с текстом молитвы помещается в специальный футляр, который прибивается к косяку каждой двери в доме каждого еврея. И, проходя через дверь, еврей обязан всякий раз прикоснуться рукой к мезузе — только тогда на том свете он попадёт в рай.

Главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази провёл в беседах с «мицва-танкистами» в ходе их визита много времени наедине. А, проводив их дальше, высоко оценил уровень подготовки будущих духовных наставников и саму идею передвижных синагог. По его словам, совместное со столичными гостями чтение молитв, их интересные рассказы ещё больше сплачивают евреев, укрепляют их дух и веру в высокое качество еврейского образования.

Областная газета Свердловской области