Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации» обсудили в Общественной палате Свердловской области

Нижне-Исетское кладбище, Екатеринбург, урновое захоронение, колумбарий

Захоронение в могилу из-за дороговизны становится недоступной роскошью. Фото: Павел Ворожцов

Законопроект, который поможет навести порядок в ритуальной сфере, сейчас обсуждают эксперты. Как прошли слушания в Общественной палате Свердловской области – в материале «ОГ».

– В настоящий момент действует закон, принятый более 25 лет назад, – отметил заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, член Общественной палаты Российской Федерации Владимир Винницкий. – В нем достаточно много правовых пробелов. Не предусмотрены конкретные требования к организациям, предоставляющим ритуальные услуги, и фактически отсутствует контроль за их деятельностью. Сегодня существуют «агенты», которые не занимаются похоронами, а перехватывают родственников умерших, чтобы те делали заказы через них. Семьи, в которых умер человек, зачастую сталкиваются с вымогательством, а поскольку время на организацию погребения ограничено, вынуждены соглашаться на невыгодные для себя условия.

Вымогательство, поборы – главные недостатки ритуального рынка. К примеру, земля на кладбище для захоронения предоставляется бесплатно, однако согласно административному регламенту, действующему на погостах Екатеринбурга, участок до недавнего времени предоставлялся лишь после подготовки его к захоронению. Причем договор можно было заключить лишь с предпринимателем, которого рекомендовала администрация кладбища. А у того расценки, даже официальные, были в несколько раз выше, чем у конкурентов. В начале нынешнего года управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области заставило администрацию города исключить данный пункт из регламента. Но к снижению цен, как показал опрос тех, кто недавно хоронил родственников, это не привело.

– Мой знакомый запил из-за того, что не смог выложить сто тысяч за копку могилы и похоронить брата по православному канону, – рассказал один из участников экспертного обсуждения законопроекта. – Для него это стало тяжелой травмой. Накрутка цен вдвое-втрое против заявленной приводит к «геноциду покойников». С этим надо что-то делать.

Требует решения и процедура предоставления земли под кладбища. Зачастую действующие погосты переполнены, покойников хоронят уже на обочинах и даже за оградой. К чему это приводит, рассказал читатель «ОГ» из Серова. В прошлом году при расчистке дорожек от снега грейдер повредил памятник на могиле его тещи. Правда, после жалобы в городскую администрацию памятник подправили, но риск сохраняется.

Учет и контроль

Авторы проекта закона – а он представлен Правительством Российской Федерации – предлагают следующие изменения на ритуальном рынке. Во-первых, создать единый реестр организаций, занимающихся похоронами.

Погребальным бизнесом смогут заниматься юридические лица и ИП, которые должны получить соответствующее разрешение в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, где они намерены осуществлять свою деятельность. Все они будут включены в единый реестр. В другой реестр попадут ритуальные конторы, у которых разрешение на работу отозвано за допущенные нарушения. Сведения о первых и вторых будут размещаться на региональном портале госуслуг. Органы государственной власти и местного самоуправления получат дополнительные полномочия по контролю и надзору за такими организациями и ИП.

По представлению муниципалитетов субъекты РФ будут устанавливать конкретные перечни ритуальных услуг, требования к их качеству и тарифы за их выполнение.

Особое внимание в проекте закона уделено защите персональных данных в похоронном деле. Не секрет, что сведения о покойниках как утекали, так и продолжают утекать из медицинских учреждений и из правоохранительных органов в руки бесцеремонных ритуальщиков.

Ожидается, что прописанные в законопроекте меры позволят сократить количество «серых» ритуальных контор, ликвидировать теневой рынок похоронных услуг, свести на нет коррупционную составляющую. Однако давно известно, что суровость российских законов нивелируется необязательностью их исполнения. Например, законопроектом предусмотрено, что ритуальная компания должна будет указывать на сайте перечень услуг и цены на них. Они и сейчас это делают. Но…

Звоним в одно похоронное бюро, в другое. Интересуемся, можно ли исключить из перечня услуг «консультации по вопросу оформления гербового свидетельства о смерти и документов на получение госпособия на погребение», в которых мы не нуждаемся? И везде получаем ответ: можно, но итоговая стоимость от этого не изменится. Мало того, выясняется, что прейскурант устарел, цены выросли. Возможные претензии клиентов ритуальные компании блокируют ссылкой: «Предложение не является офертой».

– А надо, чтобы являлось, – считает юрист Дмитрий Новоселов. – Услуги, в том числе и специфические, должны предоставляться по заявленной стоимости.

Вердикт общественности

Представители ритуальных компаний высказали опасение, что излишняя бюрократизация похоронного процесса не пойдет на пользу. В частности, проектом закона регионы наделены правом устанавливать требования к катафалкам.

– А как быть, если надо перевезnи покойного из одного региона в другой, где для транспортных средств установлены иные стандарты? – прозвучал вопрос представителя одной из похоронных компаний Александра Паршукова. – Перекладывать гроб из одной машины в другую?

Заложена в законопроекте, по мнению представителей ритуальных служб, и возможность для выдавливания с рынка неугодных – это риск недобросовестной конкуренции. В частности, в «черный список» компания может попасть, если совершит за три года три административных правонарушения. От столь малого числа прегрешений не застрахована самая законопослушная компания. В итоге, по мнению экспертов, начнется чехарда с ликвидацией ритуальных контор и возрождением их под новыми именами, может дойти и до «похоронных войн».

К сомнительным участники обсуждения отнесли и норму законопроекта о включении в перечень ответственных за содержание мест захоронений бывших работодателей умершего. Работодатель тоже невечен, а потому и не в состоянии обеспечить бессрочное поддержание могилы в порядке.

В своей резолюции эксперты отметили, что в законе необходимо прописать порядок инвентаризации кладбищ, признания могил бесхозными и порядок использования бесхозяйной части захоронений. Последние две проблемы остро стоят в крупных городах и требуют законодательного регулирования.

Нужно предусмотреть выделение на кладбищах секторов для захоронения представителей разных конфессий с соблюдением всех традиций, а также места для постройки религиозных сооружений.

ФАКТ

70 процентов составляет доля теневого рынка ритуальных услуг в России

Таково мнение одного из авторов законопроекта «О похоронном деле», члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Колунова.

В ТЕМУ

Если закон «О похоронном деле в Российской Федерации» будет принят, последуют поправки в другие законодательные акты, в частности – в Кодекс об административных правонарушениях. За оказание нелегальных ритуальных услуг предлагается штрафовать граждан на 50–100 тысяч рублей, должностных лиц – на 100–200 тысяч, юридических лиц – на 500 тысяч – 1 миллион рублей.

Нижне-Исетское кладбище, Екатеринбург, урновое захоронение, колумбарий
Такое отношение к мертвым не делает чести живым. Фото: Павел Ворожцов
  • Опубликовано в №90 от 26.05.2022
Областная газета Свердловской области