В Екатеринбурге обсудили проект первой в России «семейной конституции»

Меры поддержки, прописанные в концепции, распространяются только на семьи, где мама и папа расписаны официально. Таким образом, составители надеются подтолкнуть к свадьбе тех, кто ещё не решился на это. Фото Алексея Кунилова.

Меры поддержки, прописанные в концепции, распространяются только на семьи, где мама и папа расписаны официально. Таким образом, составители надеются подтолкнуть к свадьбе тех, кто ещё не решился на это. Фото Алексея Кунилова.

Я не знаю, будут ли когда-нибудь папам давать две недели отпуска для помощи мамам, только что родившим малышей. Я не знаю, будут ли семьи, где больше пяти детей, полностью освобождены от подоходного налога. Будут ли давать стимулирующее пособие — на сей раз отцовский капитал — за четвёртого ребёнка. И появятся ли специальные посёлки только для многодетных семей, где всё будет приспособлено исключительно для счастливого детства и родительства. Но эти предложения мне уже заранее нравятся.

На этой неделе в Екатеринбурге прошли общественные слушания проекта концепции государственной семейной политики нашей страны до 2025 года. По-хорошему такие обсуждения должны пройти в каждом субъекте, чтобы все заинтересованные стороны — общественные и религиозные организации, министерства соцполитики, образования и здравоохранения, уполномоченные по защите прав человека, просто семьи, многодетные или воспитывающие детей-инвалидов — внесли свои предложения и поправки в уже существующий, но ещё не принятый документ. Пока слушания прошли в трёх регионах: в Красноярске, Москве и у нас. Во вторник все уточнения от уральцев отвезут в столицу и передадут составителю концепции, депутату Госдумы Елене Мизулиной. Скорее всего, в декабре на Среднем Урале состоятся ещё одни слушания — так что те, кто не успел сейчас, могут оттачивать формулировки. Само же принятие концепции, которая станет, по сути, первой в России семейной конституцией (от неё и будут «плясать» все законы), планируется в начале июня будущего года. До сих пор такого общегосударственного документа у нас не было.

Обсуждение продолжалось очень долго (за три часа просмотрели и поправили только четыре страницы документа) и было чрезвычайно детальным. Достаточно сказать, что, казалось бы, в самой стандартной формулировке — «государственная семейная политика — система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи...» — и то нашли ошибку.

— Что значит — «развитие»? В какую сторону семью нужно развивать? Это что ли как на Западе, где разрешены однополые браки, где суррогатное материнство стало способом заработать? Неужели мы хотим для своей страны такое же будущее? — вопрошал представитель общественной организации. И все согласились: «развитие» вычеркнули, оставили только «укрепление и защита».

Если очень коротко, то в концепции приоритет отдаётся семьям традиционным, полным и, что особо подчеркнули свердловчане, — кровным. А то в последние годы очень заметен перекос в сторону поддержки приёмных семей. При этом крепкие многодетные зачастую автоматически попадают в разряд малоимущих и «понарожавших». Герман Авдюшин, представитель «Всероссийского родительского собрания», рассказал, что в нашей области был даже такой случай, когда родные мама и папа намеренно официально отказались от детей, которых потом взяли под опеку родственники, чтобы получать все причитающиеся пособия.

Мысли многих, конечно, периодически парили высоко в облаках. Так, были предложения платить материнский капитал за рождение каждого вообще ребёнка, а частным клиникам запретить делать аборты. Или: полностью отказаться от какого бы то ни было «секс-просвета» для подростков, чтобы не развращать молодое поколение, и ввести уголовную ответственность для врачей, которые по медпоказаниям посоветовали женщине прервать беременность, а по факту экспертиза показала, что с ребёнком было всё в порядке.

К чему в итоге должна привести такая семейная политика? По понятным причинам, конкретики в концепции мало. Из наиболее точно прописанных итогов: к 2025 году мы должны сократить число абортов в два раза, а также долю социальных сирот до одной трети от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

P. S.: И знаете, после всех этих обсуждений очень захотелось домой — к детям, к своей, как оказалось, самой что ни есть традиционной семье. И захотелось радоваться, что сын и дочка родились относительно здоровыми. Что хватает денег и на музыкальную школу, и на хоккейную секцию. И что я по своей глупости не получала половину причитающихся пособий, потому что не могла позволить себе красть время у детей на то, чтобы каждый раз собирать по кучке справок. И что чадушки мои, несмотря на то, что видят сплошь и рядом одиноких мам с единственным ребёнком, постоянно просят ещё братика или сестричку, но только одного малыша, а то вся семья тогда уже в машину не влезет.

Мысли по-поводу

А как вы относитесь к «гражданскому браку»?

Итак, государство достаточно серьёзно озаботилось проблемами семьи, которая, как известно, является ячейкой общества. Однако в современном обществе явно намечается тенденция жить в так называемом гражданском браке. В связи с этим наш вопрос — а как вы к этому относитесь?

Нина ОРЕХОВА, частный предприниматель:

— Я шесть лет прожила в законном браке, замуж вышла по любви, родила двоих детей. С мужем пришлось расстаться из-за его тяги к спиртному.

Через три года встретила мужчину немного моложе меня, у которого умерла жена и осталось двое детей. Мы стали жить вместе, не регистрируя отношений в загсе.

Через какое-то время я стала замечать холодок в отношениях и решила, что союз скрепит общий ребёнок — родила дочку. Надеялась, что муж предложит официально зарегистрироваться. Но этого не произошло. Когда старшие дети подросли, он ушёл, вернее, уйти пришлось мне, поскольку мы жили в его доме.

«Каменная стена» разрушилась. и я осталась у разбитого корыта — без денег, без работы...

Так я и не увидела разницы между гражданским и законным браком. Без любви и крепости в отношениях, есть штамп или его нет — семьи настоящей не будет.

Ольга Селькова, психолог:

— К гражданскому браку отношусь спокойно. Есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что люди не одиноки, учатся жить вместе. А отношения сохраняют лёгкость: никто никому ничего не должен. Отсутствие обязательств — иллюзия свободы. Официальный брак вольно или невольно развивается по семейному сценарию.

Но если появляется ребёнок, а брак по-прежнему не регистрируется, женщины начинают нервничать. Понять нетрудно. Он в случае чего уйдёт — холостой, одинокий, привлекательный, а она останется с малышом на руках.

Владимир КОБЯШЕВ, юрист:

— С юридической точки зрения гражданский брак — это брак, зарегистрированный загсом. А то, что в простонародье принято называть гражданским браком — это сожительство. Не случайно, например, в протоколах полицейских допросов всегда пишут чётко и ясно: «сожитель», «сожительница».

Пётр ИВАНОВ, прихожанин екатеринбургского Храма-на-Крови:

— Когда люди живут вместе, не познав таинство венчания, — это грех. Как правило, такие пары сходятся из-за страсти, а итог печален: женщины становятся матерями-одиночками. Считаю, что каждая пара должна найти себе духовника и готовиться к браку не менее года. Загс — тоже не гарантия того, что брачный союз будет крепким, для настоящей семьи куда важнее духовные узы.

Записали Маргарита ЛИТВИНЕНКО, Лия ГИНЦЕЛЬ, Александр ШОРИН

Областная газета Свердловской области