Темы дня

На десятирублёвой монете с гербом Свердловской области вместо императорской короны княжеская шапка

На монете герб Свердловской области венчает княжеская корона, а должна  - императорская.

На монете герб Свердловской области венчает княжеская корона, а должна - императорская.

В постоянной рубрике «ОГ», рассказывающей любопытные факты о свердловском гербе, мы уже упоминали о том, что на реверсе монеты, достоинством 10 рублей, изображение герба области не соответствует действительности. Какое ведомство допустило, что весь десятимиллионный тираж отчеканен с ошибкой?

Серию монет, посвящённую различным субъектам федерации, Банк России выпускает с 2005 года. «Своими» деньгами на сегодняшний день обзавелись уже 32 региона. Формат всех монет одинаковый: спереди, на аверсе, указан номинал и год выпуска, сзади, на реверсе — герб. Очередь Свердловской области настала 2 июня 2008 года. Тогда было отчеканено десять миллионов экземпляров. Это стандартный тираж для подобных десятирублёвиков. Несколько лет подряд никому и в голову не приходило вглядываться в изображение, а зря. Существенную ошибку (речь ведь идёт об официальном символе государственной власти) обнаружили лишь недавно. На неё обратил внимание журналист «ОГ» Владимир Васильев.

В реальности герб Свердловской области увенчан золотой императорской короной. На монете же изображена княжеская корона или, как её ещё называют, — княжеская шапка. «ОГ» уже писала о том, что когда автор герба Александр Грефенштейн узнал о несоответствии, то был возмущён. По его словам, на монете изображён один из рабочих эскизов, не принятый к утверждению. Факт появления такой монеты он назвал чьим-то разгильдяйством и непрофессионализмом.

Здесь важно вспомнить, что путаница с короной и шапкой появилась не на пустом месте. Она началась задолго до появления монеты. Происходило это ещё на стадии обсуждения вариантов герба. 23 марта 2005 года после многолетних бурных дискуссий проект герба (с оригинальной княжеской шапкой, придуманной специально для Свердловской области) был представлен на заседании Геральдического совета при Президенте России. Тогда проект был одобрен, но при одном условии: оригинальность убрать, вместо неё поставить традиционную княжескую шапку. Вместе с тем и это совершенно уникально, при несогласии с данным требованием Свердловской области предлагалось впервые в современной России использовать в гербе золотую императорскую корону. До этого геральдисты категорически противились такому шику для регионов. Не воспользоваться шансом было нельзя, и наша область стала первой с императорской короной на гербе.

В то же время отвергнутый проект с княжеской шапкой, похоже, надолго застрял в умах отдельных людей и организаций, что в итоге привело к ошибочному его появлению на монете. Вот почему исчезновение императорской короны, с боями выигранной несколько лет назад, вызвало такой гнев геральдистов. Но если официальный геральдический регистр даёт точное описание нашей короны, откуда взялась ошибка?

Чеканкой монет, как известно, занимаются монетные дворы. В нашей стране их два: Московский и Санкт-Петербургский. Как нам удалось узнать, десятирублёвик «Свердловская область» чеканили оба двора. В московском учреждении очень удивились, узнав от нас об ошибке. Сергей Зайцев, специалист Монетного двора, пояснил, что правду нужно искать не у них:

— Понимаете, монетный двор просто делает свою работу. К нам приходят готовые эскизы монет, мы их чеканим. Никакие изображения мы не утверждаем и не корректируем. Этим занимается Центробанк.

Таким образом, Монетный двор может отвечать только за производственный брак. Например, если монеты выходят с трещинами или со смещённым изображением. Такие экземпляры тоже вполне интересны для нумизматов, однако к нашей истории они отношения не имеют. Получается, что неправильный дизайн родился где-то в стенах Центробанка?

Начальник управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества Центрального банка России Владимир Финогенов не на шутку заинтересовался нашим вопросом. Его очевидно удивило, что спустя четыре года после выпуска монеты кто-то разглядел ошибку. Владимир Викторович вновь возвратил нас к Геральдическому совету:

— Эта серия монет разрабатывается с 2005 года. Тогда же Гознак по нашему поручению обратился в Геральдический совет при Президенте России. Цель — получить информацию о том, какие субъекты Российской Федерации имеют свои зарегистрированные гербы вместе с изображениями. Возможно, на момент 2005 года изображение герба Свердловского области отличалось от того, каким оно стало в 2008 году при выпуске монеты.

И вот тут-то нить распуталась. Герб Свердловской области, как было сказано выше, утверждался именно в начале 2005 года. По случайному стечению обстоятельств внешний вид монеты формировался тогда же, за три года до чеканки. Не исключено, что разминулись в нескольких неделях или даже днях. Очевидно, что на момент передачи изображения герба в Геральдическом совете находился тот самый «окончательный» проект с оригинальной княжеской шапкой. Которому чуть позже столичными геральдистами была предложена императорская корона. В таких случаях принято говорить: невероятно, но факт.

Кстати

Истории, похожие на конфуз со «свердловской» монетой, время от времени случаются в разных странах.

 Например, в Германии несколько лет назад кто-то не поленился внимательнее посмотреть на евроценты образца 2007 года. Оказалось, что лошади на Бранденбургских воротах Берлина на монете поднимают одни ноги, а в действительности — другие.

Еще более невероятная история случалась с олимпийскими медалями (это, конечно, не монеты, но всё же...). В конце ХХ века некий англичанин, так и не пожелавший раскрыть своё имя, позвонил в одну из британских газет и сообщил, что он увидел эскиз медалей Олимпиады в Сиднее и как специалист должен заявить, что там содержится чудовищная ошибка: на аверсе награды за спиной греческой богини Ники изображен почему-то Колизей, который, во-первых, римское, а не греческое сооружение, а во-вторых, он не стадион вовсе, а арена кровавых шоу вроде гладиаторских боёв и растерзания религиозных иноверцев дикими животными. Здесь наиболее удивительна даже не сама ошибка, а то, что она оставалась незамеченной почти 70 (!!!) лет: медали с подобным дизайном штамповались с 1928 года (на фоне этих цифр обнаружение ляпа на «свердловской» монете произошло, можно сказать, мгновенно)... Медали сиднейской Олимпиады переделывать не стали, но уже со следующих Игр Колизей на медалях не изображается

Областная газета Свердловской области