Чуваши Екатеринбурга проведут Акатуй

Уже по традиции на исходе мая (нынче 24-го числа) чуваши Екатеринбурга проводят свой Акатуй. О том, что это за праздник ( а кстати, что это за народ — чуваши), мы беседуем с председателем региональной чувашской национально- культурной автономии Димитрием НИКОЛАЕВЫМ.

— Акатуй — свадьба сохи и земли. Сокровенный смысл кроется уже в названии праздника. Наши предки восхищались чудом: соха взрыхляет землю, в неё опускается семя, из этого семени рождаются плоды. Всё, как у людей. Поэтому перед началом посевной проводился свадебный ритуал: в белых одеждах, символизировавших чистоту помыслов, и под радостные возгласы шар (в древности: царь или князь) проводил первую борозду, обращаясь вместе со старейшинами к богу Тура с молениями о богатом урожае. Затем шли народные гулянья с песнями, плясками, весёлыми игрищами и спортивными состязаниями. В сущности, люди праздновали величайшее открытие человечества — изобретение земледелия.

— Откуда на Урал пришли?

— Есть факты, свидетельствующие, что предками чувашей были шумеры, жившие в междуречье Тигра и Евфрата. Их культуру, включая религиозные обряды, традиции и праздники, мы унаследовали. По мере отступления ледника наши предки продвигались на север, осваивая новые территории и объединяясь с местными племенами. В начале первого тысячелетия в северном Причерноморье основали Великую Булгарию, объединившую многие народы, в том числе тюркские (булгар с чувашского — «будь един»). В VI — VII веке булгаро-суварские племена поселились в бассейне Волги и Камы. Новое государство называлось Серебряная (или Волжская) Булгария. Здесь официально был принят ислам. После нашествия войск Чингисхана часть булгарских родов осталась служить Золотой Орде. Другая часть перешла служить московским князьям. И лишь немногие укрылись в глухих лесах правобережной Волги. Их стали называть суазами (финно-угорское наименование булгар), а к XVI веку — уже чувашами.

— Много чувашей в России?

— Около полутора миллионов. Половина, примерно, живёт в республике. Остальные — за пределами. В Свердловской области нас почти 11 тысяч. Вообще на Урале — тысяч двести.

— А вероисповедание?

— Современные чуваши преимущественно православные. Христианизировали народ принудительно. Тем, кто не ходил в церковь, приходилось платить повышенные налоги. Но, в конце концов, уверовав в Христа, чуваши стали ярыми его последователями, и в конце XIX века по количеству церквей на душу населения Чувашия занимала первое место в России. Хотя тогда же, отчасти в знак протеста, многие перешли в магометанскую веру. И постепенно ассимилировались с татарами.

— Кроме Акатуя, какие ещё национальные праздники отмечаете?

— В день зимнего солнцестояния справляют Сурхури (Овечья нога). Это девушки гадают на суженого. Оттого, какую овечку — рыжую, чёрную или белую — удаётся поймать в тёмном хлеву за ногу, зависит, какого жениха ждать в дом. А любимый осенний праздник — Керсари (кер — осень, сара — пиво). Когда заканчиваются полевые работы, можно испить пиво первого урожая. Чуваши — великие пивовары. Это ещё от предков из Месопотамии. В древнем Шумере и Египте пиво было крайне популярно. В рацион строителей пирамид входил ломоть хлеба, головка лука и кварта пива. Но и я в детстве, помню, перемалывал ручным жерновом ячмень и рожь. Из муки родители готовили сусло, а затем, добавляя хмель, настаивали в бочках пиво. Оно присутствует на всех чувашских праздниках и играет роль жертвенного напитка.

— Чуваши сохраняют традиции по сей день?

— Да, у нас есть выражение: пока живы чуваши — мир не исчезнет. В смысле Вселенная. Ведь обычаи говорят о том, что люди и природа едины. А без уважения к предкам — не построить будущего.

— Язык тоже жив?

— С языком плохо. В советскую эпоху не было ни чувашей, ни русских. Был советский народ. Язык казался ненужным. Сейчас ввели ЕГЭ. Его тоже сдают только на русском. Люди же прагматичны — раз в ходу только русский, родной язык становится излишней нагрузкой. Кому нужная излишняя нагрузка? То, что с большим трудом удалось сохранить при советской власти, постепенно вымывается.

Сюжет

Полоса «Согласие»
«ОГ» рассказывает о жизни представителей разных национальностей, живущих на Урале.

Областная газета Свердловской области