Лестница в небо

Когда дом вздрогнул от взрыва и началась эвакуация жильцов,  спасатели вынесли Розу Сергеевну из квартиры на улицу на руках. И вот уже полтора месяца ей приходится спускаться  и подниматься к себе на девятый этаж пешком. Фото: Алексей Кунилов.

Когда дом вздрогнул от взрыва и началась эвакуация жильцов, спасатели вынесли Розу Сергеевну из квартиры на улицу на руках. И вот уже полтора месяца ей приходится спускаться и подниматься к себе на девятый этаж пешком. Фото: Алексей Кунилов.

Жилая девятиэтажка в Екатеринбурге, где в конце июня произошёл взрыв из-за утечки газа, до сих пор стоит без подъездной стены. В доме не работает лифт, в семи квартирах отключён газ, до восьмого этажа по фасаду тянутся трещины. Строительная экспертиза – насколько в доме безопасно жить – в стадии завершения. Однако вопрос с финансированием ремонта из городского бюджета пока остаётся открытым.

Взрыв на втором этаже в доме на улице Сыромолотова, 28 произошёл 27 июня. Причина — воспламенение газовоздушной смеси в квартире №41, где произошла утечка газа. Тогда вынесло шесть панелей с обеих сторон девятиэтажки на уровне второго и третьего этажей. Сильно пострадали четыре квартиры, включая ту, где произошло ЧП и в которой получил смертельные ожоги 33-летний мужчина.

Дом по Сыромолотова, 28, после взрыва. Фото: МЧССыромолотова, 28, через полтора месяца после взрыва. Фото: Алексей Кунилов

Подъезд дома на Сыромолотова, 28, в день взрыва (слева, фото МЧС) и через полтора месяца (фото Алексея Кунилова).

Трагедию, увы, не исправить, но живым надо думать о жизни. И — о близкой осени. Холодный июль и чуть ли не половину августа люди пережили без газа, а теперь волнуются, что скоро им придётся помёрзнуть и без отопления.

— Я всё это время в валенках дома ходила. И газа нет, — рассказывает жительница квартиры №42. — Газовики пока не подключают семь квартир, и мою в том числе. А будет ли к осени отопление, не знаю. Реву каждый день. А у меня онкология и больное сердце.

Находясь в самом непосредственном соседстве с очагом взрыва, через стенку, Ольга Витальевна уцелела тогда, пожалуй, лишь чудом — за 20 минут до беды вышла в магазин. А вернулась к разрухе. Потихоньку ремонтирует жилище самостоятельно. При пенсии в 7200 целковых потратила на материалы 62 тысячи.

— По совету умных людей, — говорит, — я написала в администрацию города письмо и попросила помочь с ремонтом. В этот вторник пришёл ответ: «Вред, причинённый имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред». В случае отказа, пишут, идите в суд. А кто виноват? С кем судиться?..

УК «Радомир-Инвест», в управлении которой находится дом, согласна ремонтировать подъезд и фасад. Но не квартиры. «Это не наше. Там есть собственники, мы не обязаны их имущество восстанавливать», — говорит пресс-секретарь Дарья Третьякова. (Кстати, погибший мужчина не был владельцем жилплощади, а снимал её у настоящего хозяина.) С прошлой недели возле подъезда началось какое-то шевеление с участием пары-тройки рабочих и экскаватора.

Депутат гордумы Александр Смолин, чья общественная приёмная расположена в соседнем доме, удивлён:

— Как же приступать к ремонту, если нет проекта? А проекта не может быть, пока нет заключения экспертизы здания. Обследование здания по договору с УК взялся провести строительный институт УрФУ. Я за процессом слежу, но заключения пока не видел. Там до восьмого этажа на стенах страшные трещины. В управляющей компании утверждают, что опасности для жильцов нет, но я буду сомневаться, пока не прочту это в официальном заключении экспертизы.

По словам первого заместителя гендиректора УК «Радомир-Инвест» Игоря Могиленских, проект «уже на выходе»: 

— Документ дорабатывается, но направления, по которым пойдёт восстановление дома, уже известны, и мы начали ремонтные работы, не дожидаясь денег, которые должны выделить городские власти.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман уверяет, что вопрос о выделении средств из городского бюджета будет решён в ближайшее время.

Трещины в стенах, ползущие змеями снизу и до восьмого этажа, жительницу дома Розу Сергеевну мало тревожат. Кое-как пешком (лифт-то раскурочен) поднимаясь с сумкой продуктов к себе, на девятый, пенсионерка думает о том, как бы вообще добраться до своей двери. В таком почтенном возрасте это и впрямь подвиг. Теперь её задача — дожить до нового лифта и пожить по-человечески.

Областная газета Свердловской области