График встреч с Евгением Куйвашевым

Общество 28 августа 2014, 09:41

Газеты не умирают — их убивает «Почта России»

Этот памятник почтальону Печкину, установленный в городе Луховицы Московской области, через какое-то время может стать «надгробным» для целой профессии. Фото: WIKIPEDIA.ORG

Этот памятник почтальону Печкину, установленный в городе Луховицы Московской области, через какое-то время может стать «надгробным» для целой профессии. Фото: WIKIPEDIA.ORG

«Почта России», задирая в разы тарифы за доставку прессы, уничтожает тем самым не только газеты и журналы, но и своих собственных сотрудников — им становится нечего носить. Тем более что даже тем читателям, которые пока в силах выдержать «ценовой беспредел», руководители почты не хотят носить свежую прессу на дом, а предлагают людям… самим приходить за ней.

Руководство «Почты России» озвучило свой сценарий будущего, в котором периодической печати отводится место у стенки. Тарифный расстрел уже отправил в небытие 5 миллионов российских подписчиков. Пока ещё живые (в прямом смысле) руководители региональных газет собрались 21 августа в Москве и не согласились идти на убой.

Динамика подписных тиражей по отношению к аналогочному периоду прошлого года (данные «Почты России»)

Год1 полугодие, %2 полугодие, %
2009-2,9-2,2
2010-1,1-0,4
2011-1,9-2,0
2012-0,5-2,1
2013-5,1-6,5
2014-5,5-20,3
2015 прогноз-23,5 

«Областная газета» вынуждена создавать альтернативную сеть для адресной доставки нашего тиража – задача, сравнимая с походом за Жар-птицей. 

Мне всегда казалось, что главная задача почтового ведомства – это доставка писем, посылок, бандеролей, квитанций, уведомлений, газет и журналов из пункта А в пункт Б. Оказывается, я сильно заблуждался. Отныне «с толстой сумкой на ремне» от отделения связи до адресата должны ходить не почтальоны, а сами граждане и в обратной последовательности. И не просто ходить, а приплачивать почтовикам за удовольствие прогуляться за газетой. Если газета ежедневная, как, например, «ОГ», то поход за прессой можно совместить с выгулом собаки. Полезно вам, хорошо псу и выгодно «Почте России». И называйте это как хотите: хоть модернизацией, хоть оптимизацией, хоть инновацией, или всеми тремя словами вместе.

Гордятся провалом?

Умнейшие руководители Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по-блицкриговски подняли во втором полугодии 2014 года тарифы на доставку изданий. Решительно и беспощадно, где на 20 процентов, где в два раза. Ни вас, дорогие наши подписчики, ни нас никто не спросил. Ведь только этот ФГУП зарабатывает деньги, а мы все берём банкноты из тумбочки. В результате доходы предприятия должны были «стабилизироваться», а качество услуги по доставке улучшиться почти до советского уровня.

Однако итоги подписной кампании за второе полугодие текущего года будто издеваются над благими намерениями «новых русских почт­мейстеров». По их же собственным данным, в результате повышения тарифов подписка по России в натуральном выражении одномоментно рухнула на 20 процентов, а оборот федеральной почты – на 5 процентов.

«За этими процентами стоят живые люди, которые перестали читать газеты и журналы», – подчеркнул принимавший участие в совещании главных редакторов региональных СМИ представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий. Количество подписчиков в нашей стране сократилось на 5 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!

Кто-нибудь понёс за рукотворный обвал печатной отрасли хоть малипусенькое наказание? Отнюдь нет. «Почта России» заявила о том, что гордится отрицательными результатами. Якобы некие эксперты предрекали падение в 2 раза, а тут удалось удержать ситуацию на уровне 20 процентов. Хотел бы я посмотреть на этих экспертов. Вполне себе допускаю, что часть подписных денег идёт на оплату питания их мозгов и выдумывание оправданий для горе-менеджеров. Впрочем, горе не у них, а у нас и, как это ни странно, у рядовых почтальонов. Наши читатели перестали читать, почтальоны перестали ходить – им нечего носить.

Главной причиной кратного повышения почтовых тарифов явилась, по мнению верховного почтмейстера Руси Дмитрия Страшнова, многолетняя засуха доходов от работы с прессой. Но так ли убыточна подписка? Разрешите в этом усомниться. В своём докладе руководитель Департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов озвучил оборот ФГУП на рынке прессы – 13,6 миллиарда рублей. А оборот компаний, осуществляющих так называемую альтернативную доставку, – 13,1 миллиарда. Фифти-фифти, будьте любезны.

Частные фирмы потеснили госпредприятие. Не те ли это деньги, которые «Почта России» безвозмездно, то есть даром, отдала предпринимателям, которые лучше работают: быстрее возят, ласковее общаются и хорошо считают? Сложно поверить в то, что альтернативщики доставляют прессу себе в убыток. Обращаю внимание – работают на том же рынке периодики, что и «Почта России».

Почтальон на почте лишний?

В смелой схеме господина Страшнова нет почтальона. Что это: стратегическая ошибка дипломированного мастера бизнес-администрирования или злой умысел? Дмитрий Евгеньевич говорит о чём угодно: о создании своего банка, об увеличении количества платежей, о микрокредитовании населения, ритейле на базе отделений связи, оказании сопутствующих услуг… Много рассуждает о подготовке операторов связи и системе их процентного вознаграждения. Но – трижды «но»! – забывает о самой главной функции почты: о физической доставке письма, газеты, уведомления до Ивана Ивановича Иванова. Гражданину Иванову предлагается самому... прийти на почту за газетой, купить там подсолнечное масло и жевательную резинку, получить пенсию, отправить её бедным родственникам и заодно взять в долг небольшую сумму денег.

Были времена, когда одно помещение делили почта, телефон-телеграф и сберкасса. Все они были прибыльны. При этом почтальоны носили ежедневные газеты (и это не сказки!) каждое утро. Во время второго пришествия капитализма в Россию такие же реформаторы, как нынешние руководители федеральной почты, ту систему порушили. Пути почты, кассы и телеграфа разошлись. А теперь Страшнов и Ко решили: «Мы наш, мы новый мир построим». Не поздно ли? Сбербанк успешно модернизировался (здесь слово «модернизация» вполне уместно). Телефон-телеграф заменили сотовые и интернет-компании. Поезд ушёл, но почтовый вагон, как видим, остался. Почтальоны с худыми сумками на ремнях потянулись с перрона.

Врёшь! Не убьёшь!

«Кто виноват?» – этот вопрос оставим прокурору. А вот на тему «Что делать?» попробуем поразмышлять. Как доставлять «Областную газету» подписчикам?

Есть всего три варианта. Первый – работать с почтой, то есть согласиться с её правом устанавливать произвольные тарифы, и начинать печатать деньги вместо газеты для оплаты почтовых хотелок. Второй вариант – создать свою службу распространения. Третий – остыть, сделать шаг назад (вернуть прежние тарифы и частичное покрытие убытков почты из бюджета) и сесть за стол переговоров с участием правительства, депутатов, почтовиков и издательского сообщества.

Сейчас «Областная газета» вынуждена воплощать в жизнь второй сценарий. За два месяца создать альтернативную сеть для адресной доставки нашего тиража – задача, сравнимая с походом за Жар-птицей. «И всё-таки, и всё-таки, и всё-таки мы победили». Чудо произошло. Хотя и приходится ещё много извиняться перед теми читателями, которые получают газету не вовремя. Поверьте, уважаемые подписчики, мы делаем больше, чем можем. Коллектив «ОГ» умеет выпускать газету, а теперь ещё и учится её доставлять. Это не наша работа, но тут – либо пан, либо пропал. Газета должна дойти до читателя.

Надежда на третий вариант (переговоры), пусть призрачная, но остаётся. В Министерстве связи и массовых коммуникаций России для преодоления возникшего кризиса создаётся экспертный совет. Мне предложили войти в его состав. Возглавить совет из 30 человек должна Софья Дубинская, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс). Она умеет находить компромиссные решения, а нам сейчас это нужно как никогда.

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКЛАМА