«Верните Петра и Екатерину!»

Судьба этих бюстов, которые скинули с постаментов в 1917 году, достоверно неизвестна: есть люди, которые до сих пор ищут их на дне городского пруда. Неизвестный фотограф.

Судьба этих бюстов, которые скинули с постаментов в 1917 году, достоверно неизвестна: есть люди, которые до сих пор ищут их на дне городского пруда. Неизвестный фотограф.

С инициативой установить на историческом месте снесённые в 1917 году бюсты Петра I и Екатерины I выступил екатеринбуржец Юрий Шилко. Такое предложение Юрий Иванович высказал на «прямой линии» с первым вице-премьером правительства области Владимиром Власовым, которая состоялась в редакции «ОГ».

ДОСЬЕ «ОГ»

Юрий Иванович Шилко, пенсионер. 52 года проработал в Свердловске инженером в закрытом НИИ №320 (ныне – НПО автоматики), лауреат Государственной премии за разработку систем управления баллистическими ракетами.

История памятников, о которых идёт речь, по количеству приключений достойна пера Дюма, причём установленные факты здесь порой перемежаются с легендами.

Начнём с того, что скульптор, работавший над ними, неизвестен, так же, как и точная дата их установки. Достоверно можно лишь сказать, что это были два чугунных бюста на высоких постаментах, установленных на верхнем бьефе плотины в 1885-м или 1886 году. Судя по всему, их открытие было связано с Сибирско-Уральской научно-промышленной выставкой 1887 года, к которой Екатеринбург готовился загодя. Сохранились рассказы о том, что сначала хотели установить только бюст Екатерины I, но потом решили уважить и Петра I. Надпись на памятнике Екатерине – «Основательнице города Екатеринбурга» сегодня, когда основателями считаются Татищев и де Геннин, вызвала бы много вопросов, а вот Петру как «Основателю горнозаводского дела на Урале» – вполне актуальна.

Оба бюста прекратили своё существование 26 апреля (9 мая но нынешнему стилю) 1917 года, когда после митинга солдаты начали уничтожать все символы самодержавия. По одной из версий, бюсты скинули в городской пруд, по другой – взяв инструменты из железнодорожных мастерских, находившихся неподалёку, бюсты сбили с пьедесталов и утащили в те же мастерские, где разбили паровым молотом. Судя по тому, что на дне пруда их найти так и не удалось (хотя искали начиная с 20-х годов), вторая версия ближе к истине.

Самое удивительное, что после исчезновения памятников их история отнюдь не закончилась. На сохранившиеся постаменты памятников 1 мая 1920 года были установлены революционные «Юный землекоп» и «Юный плотник». Памятники эти оказались недолговечными и разрушились, после чего один из постаментов (Петра I) переехал на улицу Максима Горького, где (возле приборостроительного завода) на нём был установлен бюст этого писателя.

Бюст, впрочем, тоже был гипсовым, и к началу 90-х пришёл в полную негодность. Тогда – уже на фоне новых веяний в России – на этом постаменте решено было восстановить памятник Петру. Его установили на Плотинке – среди экспонатов под отрытым небом Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала. А вот где сейчас находится другой постамент, и вовсе неизвестно…

Приключения постаментов – тоже не конец истории. Само место, где стояли Пётр и Екатерина, тоже претерпело изменения – здесь сейчас установлены бюсты двух писателей-уральцев: Дмитрия Мамина-Сибиряка и Павла Бажова, так что, если говорить о возвращении Петра I и его супруги на историческое место, то нужно решать, что делать с ними.

Юрий Шилко, который идеей возвращения памятников Петру и Екатерине загорелся уже давно, утверждает, что есть идея переноса бюста писателей в Литературный квартал Екатеринбурга – поближе к памятнику Пушкину. Эта идея, по словам Шилко, выдвигалась мэрией ещё в 2007 году – в преддверии 285-летия уральской столицы, но так и не была реализована. Сейчас – в преддверии 300-летия Екатеринбурга – она вновь может стать актуальной.

Мнение

Николай Неуймин, сотрудник Свердловского областного краеведческого музея:

– Целиком поддерживаю идею восстановления исторической справедливости. Особенно в отношении Петра I – его заслуга в становлении горного дела на Урале неизмеримо выше, чем заслуга Татищева или де Геннина. Жаль только, что скульптура сделана не совсем удачно: денег на её создание было выделено мало, да и скульптор был не­опытным – вчерашний студент Геннадий Чехомов. На то время он всего лишь год как окончил архитектурный институт. Получившийся памятник в итоге, можно сказать, спрятали среди экспонатов музея на Плотинке. Оценить нынешнее состояние его невозможно – из-за того что музей закрыт на реконструкцию, его заколотили фанерой. Считаю, что без реставрации или даже полной переделки ставить его на видное место никак нельзя.

Еще мнения екатеринбуржцев читайте в материале Нужно ли возвращать из небытия памятники?

Областная газета Свердловской области