В историю он въехал на «Харлее»

Картина во всю стену «Освобождение г. Минска. 1944 г.», более известная как «Освобождение Минска», написана  художником Валентином Волковым.

Картина во всю стену «Освобождение г. Минска. 1944 г.», более известная как «Освобождение Минска», написана художником Валентином Волковым.

Восемнадцатилетний рядовой уралец Дмитрий Суворов мчался в июле 1944 года по освобождённому Минску впереди колонны танков на своём мотоцикле. Минчане ликовали и забрасывали победителей цветами, пожимали руки, кричали «ура»… Среди восторженных людей был и художник Валентин Волков. Момент освобождения запал ему в душу.

Через десять лет работы картина «Минск. 3 июля 1944 г.» была представлена на декаде белорусского искусства в Москве. Полотно имело успех — оно до сих пор занимает особое место в истории Белоруссии, являясь своего рода символом Победы.

Репродукцию картины, больше известной под названием «Освобождение Минска», Суворов увидел только в 1965 году, когда купил книгу «Великая Отечественная война Советского Союза». В оригинале ему картину так и не довелось посмотреть: по состоянию здоровья в этом году вместе с членами Совета ветеранов Свердловской области он не смог посетить Минск.

Дмитрий Николаевич подчёркивает, что полотно Волкова точно передаёт не только состояние разрухи, пожаров, охвативших город, но самое главное — атмосферу огромного счастья — минчане вышли на улицы и приветствовали воинов-освободителей, дарили им цветы, обнимали.

Один из таких моментов и отобразил в своём масштабном полотне (5,5 на 3 метра) Валентин Волков. Кто были прототипами героев картины, установить сегодня уже трудно, скорее всего, и сам художник с ними лично знаком не был, ведь наступление было стремительным. Но точно известно, что ему позировали воины местной части, родные и коллеги, танк он тоже рисовал с натуры в части. После некоторые критики обвиняли художника в том, что он изобразил немецкий мотоцикл.

— На вооружении Советской армии были и трофейные немецкие мотоциклы, и советские Ижевского завода, и американские, — рассказывает Суворов. — На фронт я попал в 1944 году после курсов подготовки. Вскоре мне вручили несколько коробок, в которые были упакованы части американского мотоцикла «Харлей-Дэвидсон». Никто в части такого мотоцикла не видывал, так что и собирать его, и осваивать пришлось самому. На нём и воевал, на нём и въехал в Минск…

Дмитрию Николаевичу помнится, как он гонял на своём «Харлее», обеспечивая связь между подразделениями перед наступлением. Было не до сна, не до еды. Стояла задача прорвать оборону гитлеровцев на подступах к Минску. Командование приняло решение идти лесом, по болотам. Местное население помогало чем могло — показывало дорогу, прокладывало гати на болотах…

— Я ехал на своем «Харлее» первым, в боевом разведдозоре, за которым шла бригада, — вспоминает Суворов. — Наконец — долгожданная встреча с партизанами. Обнимались от радости, потом они нас накормили, а когда сели обсуждать дальнейший путь, то я, уставший после нескольких суток на колёсах, сразу же уснул.

Операция «Багратион» началась 23 июня, и только 3 июля мы вплотную подошли к столице Белоруссии. Как сейчас, помню очертания города в лёгкой дымке. Немцы нас с этой стороны не ждали, и поэтому мост через реку Свислач не был заминирован. Меня отправили с докладом к командиру бригады: командование опасалось, что наши радиопереговоры фашисты могут перехватить. За Минск сражались три бригады, но именно 4-я танковая бригада 3-го Белорусского фронта, в которой я служил, первой ворвалась в город. А я мчался впереди танков. Так что вполне возможно, что тогда меня и увидел художник. В других бригадах тоже были мотоциклисты, но они ездили на советских машинах.

Можно предположить, что Волкову проще было нарисовать немецкий мотоцикл «Цундап», который он видел во время оккупации, поскольку найти «Харлей» было непросто, а Суворов уже был далеко и позировать со своим мотоциклом не мог.

За освобождение столицы Белоруссии Дмитрий Николаевич Суворов был награждён медалью «За отвагу». И это всего-то через пару месяцев после того, как взял в руки боевое оружие и оседлал мотоцикл. К тому же ему было присвоено звание гвардейца, которым он очень гордится. Воевать довелось Суворову чуть более года, но к первой награде прибавились ещё орден Красной Звезды и медаль «За освобождение Кёнигсберга». После войны он окончил военное училище и 35 лет прослужил в армии. Сейчас 88-летний ветеран работает над мемуарами, в которых расскажет и об освобождении Минска.

Картина Волкова до 1978 года висела в Национальном художественном музее Белоруссии, а потом хранилась в рулоне в запасниках. Вновь её выставили в 2005 году. Теперь она находится в Минске в Музее Великой Отечественной войны.

Сюжет

«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Областная газета Свердловской области