Ноу-хау уральских колоний: над надсмотрщиками теперь можно шутить

КВН в исправительной колонии № 46  в городе Невьянске. Фото: пресс-служба ГУФСИН

КВН в исправительной колонии № 46 в городе Невьянске. Фото: пресс-служба ГУФСИН

Пока Минюст вместе с тюремным ведомством экспериментирует с новыми формами воспитательной работы, в уральских колониях часть из них уже вошла в жизнь.

Министерство юстиции, предложив в начале декабря проект нового положения по организации воспитательной работы с осуждёнными, заботилось не только об их настроении, но и о нашем общем будущем. Если в лице каждого, кто выйдет за ворота колонии – а рано или поздно выходят почти все – общество получит мизантропа, готового к агрессии и новым преступлениям, то на что же, спрашивается, мы потратили те деньги, на которые их содержали в тюрьме?

Комментарий

  • Александр Ельняков, член авторского коллектива «Красной бурды»:
  • – Нам довелось судить заочный чемпионат КВН между учреждениями свердловского управления ФСИН. Помог ли КВН встать кому-нибудь на путь исправления? Не знаем. Но было видно, что люди очень много репетировали, сочиняли шутки, репризы, готовили вопросы и ответы на разминку. Соревновались серьёзно и бились за победу. Наверное, к концу игр кто-то стал чуточку добрее.

Кто-то из мудрых родил афоризм: если посадить воображение в клетку, то она превратится во Вселенную. За точность цитаты не поручусь, но смысл передан верно. Если серые тюремные будни хоть немного расцветит улыбка, глядишь, на выходе мы получим индивида, по крайней мере не враждебного нам. Проект, о котором шла речь, предполагает, что помимо приказов и принуждений, отбывающие наказание будут исправляться, скажем, юмористическими соревнованиями.

То ли потому, что легендарный ведущий КВН Александр Масляков родился на Урале, то ли из-за мифа, будто он сидел в тюрьме, но именно «кавээны» были и по сей день остаются наиболее распространённой за решёткой формой таких соревнований.

На Урале в колониях разрешают шутить даже над надсмотрщиками. Впрочем, в Кировградской воспитательной колонии таковых не значится – есть воспитатели. И, соответственно, воспитанники: здесь содержат правонарушителей, не достигших совершеннолетия. И проводят КВН между воспитанниками и педагогами школы при учреждении. По словам исполняющей обязанности начальника пресс-службы ГУФСИН России по Свердловской области Дины Татаренковой, исключается только юмор с пропагандой алкоголя, наркотиков, использование нецензурной лексики. В уральских колониях ни разу не было никаких происшествий, связанных с тем, что кто-то неудачно пошутил.

Моя коллега по прошлому «призыву» ОНК (общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах лишения свободы) Раиса Маннапова занимается помощью возвращающимся на свободу женщинам. Она регулярно во­зит в ИК-6 – женскую колонию в Нижнем Тагиле – её бывших обитательниц. В том числе и бывших местных «кавээнщиц». Они, уже на свободе, специально для визита в «шестёрку» собрали команду «Всё включено». Она и сразилась с нынешними преемницами из команды «Сёстры по разуму». КВН состоялся. С перевесом всего в несколько десятых балла победу одержали дамы из «Всё включено».

Но дело даже не в том, кто победил. Цитирую официальный сайт областного ГУФСИН – ведомства, пока не склонного шутить. «Способности девушек отметили и известные юмористы из «Красной бурды», которые по приглашению ГУФСИН входили в состав жюри регионального конкурса Уголовно-исполнительной системы. Зал клуба был полон. Игра была захватывающей. Прекрасные музыкальные номера, юмор, шутки, экспромт – все это заводило зрителей, которые с транспарантами болели за своих любимиц. Один из членов жюри по ходу игры признался: трудно представить себе, что эта игра КВН проходит в колонии».

Даже в тех колониях, где шутки пока не в почёте, предновогодний КВН такой же знак, как оливье на воле. Можно обойтись и без него. Но праздник будет неполным.

Областная газета Свердловской области