А зачем вам велосипеды в минус 30?

От редакции: Вчера в Екатеринбурге открылась международная велоконференция «Города для людей», в которой приняли участие представители муниципальных властей Лондона, Лейпцига и Оулу (Финляндия). Эксперты на своих примерах учили уральскую столицу правильно «крутить педали», в один голос убеждая, что Екатеринбург без велоинфстраструктуры далеко не

уедет, и 22 км велодорожек — это очень мало для европейского города. У нас на этот счёт есть особое мнение жителя города Хельсинки, опытного велолюбителя.

— Моя профессия позволяет бывать в разных городах, и вот что я могу сказать: нигде сейчас нет идеальных условий для велосипедистов, но есть разумные решения городских властей и политиков.

Практически в каждом городе Финляндии есть специальные веломаршруты, которые связывают муниципальный центр с микрорайонами и пригородными селениями. Но вся эта инфраструктура и наша привязанность к двухколёсному транспорту возникла далеко не сразу. Первая причина — в 90-е годы в мире появились современные, удобные в техническом плане велосипеды, и мы массово полюбили экологичный и лёгкий транспорт. Вторая причина — политическая. Как раз в те годы стремительно набирала силы партия зелёных, которая и сегодня имеет большой политический вес, в том числе в местном самоуправлении. Одна из главных её задач — сохранение экологии. Все эти велодорожки — это в чистом виде городские проекты, которые зрели не один год. То есть все наши 317 муниципальных районов собирают местный налог, затем парламент решает, сколько и на что выделить средств. И если электорат требует — с ним обязаны считаться. Так, например, у нас возник самый дорогой веломаршрут — в центре Хельсинки в 2012 году перестроили 1,3 километра бывшей железной дороги. Проект обошёлся в 3,6 миллиона евро — были споры, в итоге горожане очень им довольны. Но! Это не в ущерб другим социальным проектам! Если в городе есть проблемы с качеством дорог или дорожными пробками, то тратить большие деньги на веломаршруты — неразумно.

Я был в Екатеринбурге пару дней назад — у вас широкие проспекты, где не составит труда выделить отдельные полосы. Этого недостаточно: нужна чёткая система платных парковок для автомобилей и продуманная система штрафов, которые пойдут на те же удобства для велосипедистов. И самое главное — это, конечно, культура, которая должна воспитываться с самой школы: велосипедист — это не пешеход, велосипед — это серьёзный элемент дорожной системы и управлять им нужно по правилам. Признаюсь вам, с этими правилами везде беда: например, в Хельсинки вы можете выпить в баре пива и тут же сесть «за штурвал» (будете мешать прохожим — быстро получите урок «финского мата»). А вот в Москве, где тоже нет единого кодекса для велосипедистов и ездить на работу мне приходится крайне осторожно, с алкоголем очень строго: за руль — только трезвым.

…Ещё есть такой стереотип: Хельсинки называют одной из велосипедных столиц Европы. Но я вас уверяю — только на сезон с мая по сентябрь. Как и у вас. В нашей редакции, например, из двухсот сотрудников только одна девушка ездит на работу на велосипеде каждый день — и летом, и зимой. Большинство горожан предпочитают уже с октября спрятать велосипеды подальше — очень холодно.

Сюжет

Мнение
Рубрика предоставляет слово политикам, предпринимателям, представителям общественности Свердловской области. Главное здесь — заявление личной позиции автора по актуальной теме.

Областная газета Свердловской области