Темы дня

Чаще всего свердловчане ошибаются с запятыми

Чем больше уроков русского языка и литературы в школе, тем выше уровень грамотности. Фото: Александр Зайцев

Чем больше уроков русского языка и литературы в школе, тем выше уровень грамотности. Фото: Александр Зайцев

Сегодня, в Международный день грамотности, «ОГ» спросила у школьных учителей и вузовских преподавателей русского языка, насколько грамотны наши современники. Выяснилось, что чаще всего свердловчане путаются со знаками препинания: либо вовсе их не ставят, либо ставят где попало.

Как говорить и писать неправильно

  • * Выйдя на улицу, мне стало холодно. Правильно: Мне стало холодно, когда я вышел на улицу.
  • * Подходя к комнате, на улице раздались звуки. Правильно: Когда я подходил к комнате, услышал звуки на улице.
  • * Приехав в город, машина разгрузится. Правильно: Машину разгрузят, когда она приедет в город.
  • * Сравним показатели первой таблицы с седьмой таблицей. Правильно: Сравним показатели первой таблицы с седьмой.
  • * Язык героев Шолохова отличается от всех других героев. Правильно: Язык героев Шолохова оригинален.
  • * Подобно многим другим произведениям идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. Правильно: Идея этой картины, так же, как и многих других, вынашивалась художником в течение ряда лет.
  • * Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Правильно: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
  • * Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества. Правильно: Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его произведений.

Екатерина Коробкова, школьный учитель русского языка с 11-летним стажем, старший преподаватель Института физкультуры УрФУ:

– Больше всего ошибок люди допускают, используя деепричастные обороты, – как только слышишь или читаешь неправильно составленную фразу с этой формой глагола, сразу становится ясно: человек неграмотен. О знаках препинания вообще говорить не приходится: есть чувство, что люди просто забыли об их существовании. Думаю, в этом виновато общение при помощи СМС: при наборе текста в телефоне люди стремятся ограничиться только словами, сэкономив усилия. Другая беда – удвоенная буква «н» – сплошь и рядом пишут одну вместо двух. Не удивлюсь, если через пару десятков лет очередная реформа правописания провозгласит отмену удвоенной «н».

Народ частенько путает употребление сложных наречий (примеры: еле-еле, вполсилы) и производных предлогов (примеры: ввиду отставки, в течение часа). Такие темы не столько учат на уроках, сколько вычитывают из книг. Читают же сегодня всё меньше.

Элина Чепкина, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и стилистики УрФУ:

– Никакой катастрофы с грамотностью молодёжи я сейчас не наблюдаю. Среди выпускников школ есть грамотные и не очень. Даже в университет поступают с разным уровнем грамотности, но за время учёбы большинство студентов подтягивается. Самыми устойчивыми считаю ошибки в произношении – их мы впитываем с детства, а потом научить правильной речи трудно.

Ксения Семенюк, старший преподаватель Института международных связей, координатор акции «Тотальный диктант»:

– Молодые люди нечётко ощущают границы различных стилей: они пишут официальное письмо и используют при этом разговорные слова. Происходит это из-за того, что мы в последнее время активно пользуемся электронными средствами коммуникации. Раньше люди не так часто обращались к письму, а когда это было необходимо, соблюдали все правила. Но постоянное общение в Интернете сыграло свою роль. Там часто сокращают и коверкают слова, пропускают знаки препинания.

Лидия Яранцева, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 120, Екатеринбург:

– Преобладающая ошибка (не только у школьников, но и у взрослых) – нечистая речь, проблемы с формулированием и выражением своих мыслей. Самое страшное, что мы на это уже редко обращаем внимание. Всем необходимо расширять свой словарный запас и учиться чётко формулировать мысль. Из орфографических ошибок слабым местом являются чередующиеся гласные и слитное-раздельное написание слов в самых разных случаях.

Анна Плотникова, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка УрФУ:

– Уровень грамотности у нас в стране падает. Почему? В советское время каждый день до выпускных классов у всех школьников в расписании был урок русского языка. В начальной школе уроки чтения также были ежедневными. Сейчас на изучение русского и литературы выделяется всё меньше часов. На прошлой неделе по телевизору рассказали, что в школах введут изучение второго иностранного языка. Вроде бы хорошая инициатива. Только дети и родной-то язык не знают, а их ещё будут второму иностранному учить. И сделают это за счёт очередного уменьшения часов русского языка и литературы.

Ошибки сегодня чаще всего связаны с использованием знаков препинания – их ставят как попало, ориентируясь лишь на интонацию. Порой даже между подлежащим и сказуемым стали ставить запятые (пример: «Ученики, идут в школу», «Машина, едет по улице»). Хромает на обе ноги правописание удвоенной «н».

Областная газета Свердловской области
.