Не всё золото, что блестит

В 2014 году на Малышевском месторождении добыли 120 килограммов изумрудов, в 2013 году – 65 килограммов. Фото: Алексей Кунилов.

В 2014 году на Малышевском месторождении добыли 120 килограммов изумрудов, в 2013 году – 65 килограммов. Фото: Алексей Кунилов.

185 лет назад, осенью 1830 года (точная дата неизвестна), крестьянин-смолокур из Белоярской волости Максим Кожевников на берегу речки Токовой, что впадает в Большой Рефт, нашёл первый в России изумруд. В начале 1831 года на месте находки заложили первый прииск. По подсчётам минералога Александра Ферсмана, только до 1925 года на Урале было добыто от 12 до 16 тонн изумрудов. «ОГ» выяснила, какие ещё остались богатства в «малахитовой шкатулке» Свердловской области.

В тему

  • Драгоценные камни: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг, уникальные янтарные образования.
  • Перечень установлен Федеральным законом РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Изумруды

Изумруд весом в 220 граммов, который был найден 1 апреля этого года на Малышевском месторождении. Фото: e1.ru

Про изумрудные копи Урала написано очень много. И про прииск, названный Мариинским в честь святой Марии Египетской, а потом переименованный в Малышевский. И про старательскую вольницу времён революции. И про то, как в советский период с изумрудов переориентировались на бериллы, необходимые для ВПК. В 90-е годы о малышевских изумрудах писали в основном в стиле криминальной хроники. Вот лишь один пример: за четыре месяца 1999 года было выявлено 45 преступлений, связанных с незаконными операциями с драгоценными камнями, и изъято изумрудов общим весом 2 059 карат (один карат равен 0,2 грамма).

Сейчас Малышевское месторождение принадлежит Калининградскому янтарному комбинату. Оно считается самым крупным в Евразии и единственным в России, где идёт промышленная добыча изумрудов и бериллов.

Но изумрудные копи – это целый пласт. Геологи утверждают, что он напоминает латинскую букву «V» и тянется от посёлка Малышева в сторону Асбеста, а от Асбеста – в сторону Белоярской атомной станции. И приисков тут было несколько: на территории современного Малышевского ГО – четыре, ещё один – Красноболотский – на территории Асбестовского городского округа. Сейчас Красноболотский прииск затоплен. Но по берегам в отвалах, говорят, ещё можно найти блестящие зелёные камушки, а также чёрные турмалины и гранаты.

– В качестве ювелирного сырья они не годятся – слишком мелкие, а для коллекционеров вполне хороши, – рассказала корреспонденту «ОГ» коллекционер камней и минералов Татьяна Сырохватова. И добавила, что были и до сих пор есть также «любители самодеятельности» – в народе их называют хитниками – которые ищут камни, пригодные для ювелирных целей, по берегам затопленных приисков.

– Однажды я встречалась с таким человеком, сам он из Нижнего Тагила, а камни моет где-то около бывшего Красноболотского прииска, – призналась наша собеседница. – Он высыпал передо мной на лист бумаги несколько невзрачных на вид зелёных камушков, похожих на битое бутылочное стекло. Сказал, что это его сезонная добыча. Летом он добывал камни, а зимой занимался огранкой и делал ювелирные украшения. По его словам, найти покупателей на штучные изделия несложно, но цену они дают небольшую.

Отметим, что за продажу таких изделий, как и за хранение, можно попасть за решётку.

Важно знать

Согласно cтатье 191 Уголовного кодекса РФ, совершение незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями, а также незаконные их хранение, перевозка или пересылка наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.

Александриты

На Красноболотском прииске, о котором мы уже упоминали, добывались лучшие на Урале александриты. Александрит (назван так в честь императора Александра Второго) – один из самых редких и потому востребованных на мировом рынке драгоценных камней. Сегодня лучшие камни стоят дороже бриллиантов и продаются по цене от шести до 40 тысяч долларов за карат.

Первый в мире александрит был найден случайно, так же, как первый российский изумруд – на речке Токовой. В XIX и XX веках этот камень добывался также на Троицком, Люблинском и Макарьевском приисках (сейчас это территория посёлка Изумруд Малышевского ГО) и на Черемшанском месторождении (Асбестовский ГО). По официальной статистике, за всё время здесь было добыто около пяти тонн александритового сырья, в том числе более 82 килограммов – ювелирного качества.

До революции в России в продаже встречались украшения с природными уральскими александритами. Но в СССР в массовую розницу они никогда не поступали. В ту пору производилось много украшений с синтетическим камнем, очень похожим на натуральный и имеющим торговое название «Александрит». А природные александриты считались стратегическим сырьём и уходили в запасники. Где они сейчас? Это загадка.

Поисковые работы, проведённые Малышевской геолого-разведочной партией в 1969–1973 годах, показали, что запасы редкого камня далеко не исчерпаны. Однако целенаправленная добыча давно не ведётся. Последняя попытка возобновить её, предпринятая в 1995 году, оказалась неудачной. Возможно, поэтому можно услышать утверждения, что в настоящее время купить в России подлинный уральский александрит невозможно. Но это не так. В Интернете легко можно найти сайт московской ювелирной компании, которая предлагает приобрести изделия с этим недоступным камнем. Набрав указанный номер, я поинтересовалась, с какого месторождения камни.

– С Малышевского, – ответили мне. – Александриты там добывают попутно.

Не драгоценные, но дорогие

Можно ли найти на Среднем Урале другие драгоценные камни?

– Сапфиров у нас нет, алмазов тоже. Алмазами могут похвастаться наши соседи – Пермский край, где и был найден первый в России алмаз, – рассказал «ОГ» камнерез Сергей Овсянников. – Рубины, по данным геологоразведки, есть только на Приполярном Урале. Зато наш край богат на многие другие камни, пусть не драгоценные, но очень дорогие.

Инициатива

По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, необходимо возрождать старательство на Урале. «Легальная работа старателей на небольших месторождениях позволила бы вовлечь в экономику региона дополнительно несколько миллиардов рублей в год», – считает он. Но для этого необходимо внести поправки в законодательство. Региональное министерство экологии и природных ресурсов уже подготовило предложения об изменении федерального законодательства в части старательства.

По его словам, великолепные турмалины можно найти в окрестностях села Липовского (Режевской ГО). Рядом с Режом – красивая яшма. За аметистом лучше ехать в посёлок Мурзинка (Горноуральский ГО). А на реке Бобровка близ Нижнего Тагила можно намыть демантоиды.

– Поисками поделочных камней может заниматься любой желающий, за это не накажут. О разработках промышленных масштабов я не говорю. Но камни легко не даются, и много на этом не заработаешь. Поэтому желающих гнуть спину немного, – пояснил Сергей Овсянников.

По его словам, и малахит у нас ещё остался, только очень глубоко. Чтобы его добыть, нужны огромные вложения, поэтому и предпочитают везти этот камень из Заира.

P.S.: В следующий вторник читайте о драгоценных металлах, которые добывают на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области