В директора через выборы

По закону участники учебного процесса — и педагоги, и дети, и родители. Руководство управления образования должно к ним прислушиваться. Фото: Алексей Кунилов.

По закону участники учебного процесса — и педагоги, и дети, и родители. Руководство управления образования должно к ним прислушиваться. Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №215 от 21.11.2015

На встрече с родительским комитетом гимназии №9 Екатеринбурга министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов предложил внести в школьный устав положение о том, что директор должен назначаться учредителем лишь после того, как родители, педагоги и ученики выразят своё мнение на этот счёт.

Других вариантов не допустить увольнения нынешнего директора «девятки» Александра Кулагина, похоже, не осталось. Уже и губернатор Свердловской области, и министр образования региона заявили о том, что к его работе нет претензий. Качеством труда Кулагина довольны и дети, и родители, и учителя («ОГ» подробно рассказывала об этом в материале «Гимназия №9: не до перемен» 12.11.2015). Но мэрия продолжает настаивать — 15 декабря, по истечении контракта, Кулагин должен покинуть рабочее место. Фактически до часа «Х» у гимназии есть ещё три недели — этого времени достаточно, чтобы изменить устав школы. И сделать так, чтобы без согласия общественности чиновничество не могло ни снять, ни назначить директора.

— Согласно уставу школы, с инициативой внесения изменений в документ может выйти учредитель, директор образовательной организации и наблюдательный совет, — сказал родителям гимназии №9 Биктуганов. — На основании этого нужно инициировать заседание наблюдательного совета с тем, чтобы подготовить формулировку, в соответствии с которой директор должен назначаться учредителем после избрания его на конференции родителей, педагогов и учащихся. Если сегодня наблюдательный совет автономной организации сможет повлиять на внесение изменений в устав, выйти с этим предложением к учредителю, то в будущем назначения руководителя образовательных организаций, особенно автономных, перестанут иметь место. Кроме того, я направил официальное письмо в адрес учредителя организации о том, что считаю необходимым продление контракта с работающим сегодня директором гимназии № 9 Александром Кулагиным.

Удивительно, что до сих пор школы Среднего Урала, ставшие автономными, не пользовались этим важным правом — прописывать в своём уставе условие назначения директора только после выборов. Эту норму провозгласил закон «Об образовании», который действует в России уже третий год. И вспомнили о ней, лишь когда ситуация со сменой директора в одной из лучших гимназий региона дошла до скандала.

— В школе не только даются знания, но и воспитываются граждане нашей страны. В случае когда мнение учащихся, родителей и педагогов выражено так явно, как в ситуации с гимназией №9, руководство муниципалитета обязано прислушаться к мнению общественности — люди и письма в поддержку директора писали, и на митинг выходили, и на приём к чиновникам являлись, — комментирует ситуацию президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров. — Тем более что закон позволяет внести изменения в устав образовательного учреждения — надо этим пользоваться. И тогда директора будут работать более ответственно, а самоуправство чиновников прекратится.

Как следует назначать руководителей школ?

  • Анна БАХТИНА, представитель родительского комитета гимназии №9 Екатеринбурга:
  • — Своё мнение сообщество родителей, педагогов и учеников по поводу смены директора уже высказало. Мы сделали всё, что могли — написали письма в защиту действующего директора, вышли на пикет, провели личную беседу с начальником Управления образования города, с министром образования области. Считаю, администрация муниципалитета должна учитывать мнение общественности при назначении руководителя школы.
  • Сергей КРАВЦОВ, глава Рособрнадзора (во время визита в Екатеринбург):
  • — Ведомство готово провести проверку в случае поступления обращения о нарушениях. В Москве обязательно объективно оценивают знание профессиональных квалификаций, требований, директор тестируется на соответствующие управленческие знания. После проходит объективное прослушивание кандидата в онлайн-режиме специальной комиссией. И третий этап — встреча с директором департамента, с министром образования Москвы. Вот когда через такое «сито», в хорошем понимании этого слова, проходит директор, когда он показывает результат, то серьёзно изменяется ситуация в школе.
  • Галина ЖУРАВЛЁВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работы школы №3, г. Красноуфимск:
  • — Четыре года назад у нас в школе была ситуация, похожая на ту, что сейчас происходит в девятой гимназии Екатеринбурга — назначили директором педагога из другой школы. Все были против… Нам пришлось смириться, а через какое-то время с новым директором мы сработались и поняли, что зря бунтовали. При нём школа развивалась, не стояла на месте, административная команда хорошо работала. Если бы мне четыре года назад задали вопрос о том, стоит ли принимать во внимание мнение общественности при выборе директора, то я бы однозначно сказала — да, педагоги и родители имеют право решать. Но сейчас я уже не буду так категорична.
  • Елена ИСЛЕНТЬЕВА, директор школы №10, г. Ирбит:
  • — Период, когда учителей школы выбирали всеобщим голосованием педагогов, родителей и учеников, уже был. И мнения во многом расходились. Для учеников важно, чтобы директор был добрым, а значит — менее требовательным, а строгий им уже не нравится. Когда ставят руководителя на предприятии, сотрудники не возмущаются, что им не дали права выбора, а работают с этим человеком, почему же в школе должно быть по-другому? Считаю, хороший вариант назначения директора — на конкурсной основе.
  • Светлана ЧЕРНОВА, директор Троицкой школы №5, Талицкий ГО:
  • — Школа — не место для противостояния. Директору работать с родителями, детьми и педагогами, так что у них должно быть полное взаимопонимание — эффекта будет больше. Ещё лучше, если он будет выбираться из числа педагогов школы — тогда он будет знать традиции и правила, по которым живёт коллектив. И, конечно, автономные школы должны быть более самостоятельными — в том числе, влиять на назначение директора.
  • Игорь МОРОКОВ, Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области:
  • — Думаю, прислушиваться к общественности, и в частности, к мнению детей, надо. И в законе «Об образовании» сказано, что участниками учебного процесса являются и учителя, и родители, и дети. Все они имеют право быть услышанными. Есть также документ «Стратегия действия в интересах детей» — там тоже говорится об участии детей в принятии различных решений. Но с другой стороны, руководство какой-то структурой, в том числе школой, это не всегда улыбки и похлопывания по плечу, это ещё и принятие сложных решений, которые не всегда всем могут нравиться. Считаю, учитывать мнение общественности необходимо, но окончательное решение может от него отличаться.

Абсолютное большинство школ в Екатеринбурге и очень многие на территории области уже стали автономными образовательными организациями. Автономность по закону подразумевает самостоятельность, но до сих пор этой самостоятельностью на деле школы не очень пользовались. Конфликт Управления образования Екатеринбурга с гимназией №9 даёт повод обрести автономность в полной мере — и защитить школы от произвола муниципальной власти.

Сюжет

Мысли по поводу
Раз в неделю на страницах «ОГ» свердловчане делятся с земляками своей точкой зрения на счёт актуальных событий, новостей и тенденций.

Областная газета Свердловской области