Российское программное обеспечение: миф или реальность?

Помимо прочего у российского ПО есть ещё один неоспоримый плюс – там полностью понятный русскоязычный интерфейс. Фото: Александр Зайцев.

Помимо прочего у российского ПО есть ещё один неоспоримый плюс – там полностью понятный русскоязычный интерфейс. Фото: Александр Зайцев.

  • Опубликовано в №220 от 28.11.2015

Недавно Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что с 1 января 2016 года государственные и муниципальные органы будут обязаны закупать только российское программное обеспечение (ПО) из специального реестра. Исключение можно будет сделать в том случае, если софт с необходимыми характеристиками в России отсутствует. О том, какое ПО делают россияне, рассказал руководитель Центра компетенции по отечественной операционной системе «Astra Linux»Роман Мылицын.

– Какое ПО разрабатывают в России и насколько оно конкурентоспособно?

– В нашей стране производится большая часть ПО, необходимого для государственных нужд. Во многих сферах у нас уверенные позиции, программы соответствуют мировым требованиям. Это антивирус Касперского, система управления базами данных «Линтер», операционная система «Astra Linux», справочно-правовая система «Консультант Плюс», деловые и образовательные программы «1С», электронные карты «ГИС Панорама»… Есть наш аналог Skype – система видеоконференцсвязи Mind, это мировой рекорд­смен по количеству одномоментных подключений пользователей по видеосвязи – несколько десятков тысяч. В сфере прикладного ПО (офисные, графические и 3D-редакторы, системы конструирования и моделирования) ситуация немного хуже, но тоже не безнадёжная. Например, у нас есть система 3D-моделирования «Компас», которой пользуются очень многие российские конструкторы в сфере машиностроения. Это ПО полностью совместимо с всеми ГОСТами Российской Федерации, что очень важно – не надо ничего дополнительно настраивать и переделывать. Российских разработок много, просто они менее популярны, чем западные. У них не хуже качество, но они проигрывают в маркетинге, рынок уже завоёван западными производителями, которые рассматривают в качестве основных клиентов наши крупные предприятия и работают адресно на них. Хотя пробелы в российском ПО, конечно, есть. Например, у нас совершенно нет конкурентоспособных аналогов зарубежным программам по обработке графических данных – Photoshop, Corel Draw и Adobe Illustrator.

– Можно ли считать Linux российским ПО?

– Система Linux разработана программистами из разных стран. Её исходный код – в открытом доступе, взять его за основу и доработать под свои требования может любой. Вопрос в том, насколько ответственно компании подходят к этому. Есть те, кто занимается переклейкой наклеек – берут чужой продукт, меняют обложку, название и выставляют за свой. Проверить, насколько глубоко переработано то или иное решение, могут только представители профессионального сообщества. Но есть и те, кто дорабатывает практически каждый компонент, который входит в систему. Например, в системе «Astra Linux» десятки программ и ключевых компонентов, написанных с нуля российскими специалистами.

Мнения

Владимир Летун, старший научный сотрудник Института математики и механики УрО РАН, разработчик программно-технического комплекса «Многофункциональная математическая модель тепловой электростанции»:

– Во времена Чубайса программное обеспечение для российской энергетической системы закупили в США. Через время стало понятно, что это совершенно неэффективная система, она не уменьшает, а наоборот, увеличивает издержки на производство электроэнергии и затраты на топливо. Кроме того, такое большое количество сжигаемого топлива вредит экологии. В России есть свои программы, которые не уступают иностранным и даже превосходят их. Они позволяют распределять нагрузку эффективно и экономить около 10–12 миллионов условного тонн топлива в год. Самая большая беда в том, что энергетики до сих пор пользуются убыточными американскими разработками, а мы уже шесть лет не можем достучаться до тех, кто принимает решения. Идея обязательного использования отечественного ПО хорошая, но как она будет реализована – неизвестно. Российская бюрократия значительно усложняет процесс перехода на новые программы.

Илья Крупин, заместитель гендиректора НПО «Сапфир», автор работы «Создание комплексной информационно-аналитической системы управления государственными и муниципальными программами в Свердловской области»:

– Российское ПО очень конкурентоспособно, об этом говорит и то, что большое количество программ мы продаём на мировом рынке: в 2013 году сумма экспорта составила 5,2 миллиарда долларов. В Германии, например, активно используют систему «1С: Предприятие», во всём мире пользуются нашими антивирусами. Есть и другие, не такие популярные, но перспективные разработки. Однако 95–97 процентов наших предприятий работают на иностранных операционных системах и офисных приложениях. Многие используют зарубежные программы, просто потому, что это модно, хотя существуют более дешёвые и не менее качественные российские разработки. Чтобы перевести пользователей на отечественное ПО, потребуются время и деньги. Для реализации программы в первую очередь надо чётко описать правила попадания российского ПО в национальный реестр, выстроить понятные схемы проверок и прописать возможности для участия в тендерах и конкурсах.

– Какие угрозы несёт в себе иностранное ПО?

– Во-первых, это утечка информации. Компания Microsoft собирает большой массив персональных данных россиян в процессе использования операционной системы Windows. Причём она делает это абсолютно легально – этот пункт прописан в пользовательском соглашении. Во-вторых, всегда существуют риски отказа от техподдержки и поставки продукции, как это случилось в Крыму. В условиях сложной политической ситуации привязываться к технологиям иностранного разработчика – легкомысленно, а иногда даже опасно. Есть и вероятность диверсии. Мы никогда не можем быть уверены в чистоте намерений зарубежных программистов. Например, мы до сих пор не видели исходный код Windows, эта система не проходила процедуру сертификации на недекларированные возможности. Для нас это чёрная коробка с неизвестным содержимым. А при использовании иностранного ПО на предприятиях никто не может быть застрахован от того, что какой-нибудь станок внезапно выйдет из строя. Ну и кроме того, цены на зарубежные программы обычно выше, чем на наши.

– Сложно ли будет работать в рамках нового постановления?

– Оно довольно лояльно. В тексте постановления есть оговорка, что если отечественное ПО не подходит под требования заказчика, то можно купить иностранное. Жёстких рамок для этих требований пока не установлено, так что обосновать необходимость иностранного ПО можно. Кроме того, ПО можно будет считать российским, если не больше 30 процентов от выручки будет уходить на отчисления иностранным компаниям. Компании могут попытаться обойти это постановление, сделав рассрочку и выплачивая сумму частями. Для того чтобы пресекать такие махинации, будет создан экспертный совет, в который войдут разработчики и специалисты из госорганов. Те структуры, которые заранее позаботились о возможности миграции на отечественные ресурсы, смогут сделать это без проблем. Например, корпорация «Росатом» ещё несколько лет назад начала переход на российское ПО и использует его на большинстве атомных станций. Остальным придётся потратить средства на переобучение персонала и перенастройку всей системы работы. В целом предприятия, которые хотят себя обезопасить, должны воспринимать это постановление не как дополнительное требование или наказание, а как помощь.

Комментарий «ОГ»

Антон Ростовцев, начальник отдела интернет-проектов и информационной безопасности «ОГ»:

– Идея перехода на российское ПО – хорошая, это необходимо для безопасности. Но одна из больших проблем в том, что сайт госзакупок, которым пользуются государственные и муниципальные организации, сделан так, что зайти на него можно только через браузер Internet Explorer. А он работает только на Windows. Российские разработчики пытаются как-то это исправить, но пока не очень получается. Кроме того, сейчас 95 процентов россиян пользуются Windows, а значит, их офисными пакетами. Текстовые документы формата .docx очень «криво» открываются на компьютерах с другой системой, например, с российским вариантом Linux – форматирование съезжает, таблицы не отражаются.

Областная газета Свердловской области