Тагильский слесарь стал мастером-берестянщиком

Фото: Галина Соколова

Фото: Галина Соколова

  • Опубликовано в №239 от 25.12.2015

На нижнетагильском Коксохимическом производстве НТМК Сергея Коротченю знают все. Его уважают за верность выбранной профессии (в трудовой книжке всего одна запись!) и за увлечение, которое прославило берестяного мастера на всю Россию.

Слесарь контрольно-измерительных приборов (КИП) среди рабочих профессий считается элитарной. Это тагильчанину Сергею Коротчене друзья объяснили по дороге в отдел кадров коксохимического производства. Мол, у сварщиков-станочников работёнка пыльная, а киповцы ходят в белых халатах. Так и выбрал Сергей профессию. Стерильной униформы, правда, ему не выдали, но за прошедшие с той поры 36 лет Коротченя ни разу не пожалел, что стал «лекарем» приборов.

— К нам привозят точные приборы со всего производства. Мы их чиним, смазываем, ревизируем. Работа довольно монотонная — детали мелкие и многочисленные, хотя все устройства разные. Работа слесаря КИП требует усидчивости и внимательности, — рассказывает «ОГ» Сергей Коротченя.

Фото: Галина Соколова

Удивительно, но при кропотливой ювелирной работе Сергей Арсентьевич и хобби выбрал, связанное с терпением и усидчивостью. Четверть века назад совершенно случайно он увлёкся созданием резных изделий из бересты. Коротченя поехал с другом за клюквой, и под Ивделем встретился им человек с берестяной пайвой за плечами. Друзьям этот короб настолько понравился, что они загорелись желанием сделать такой же. На следующий год заготовили бересту и принялись за работу. До пайвы, правда, дело не дошло, каждый смастерил по солонке. Друг этим ограничился, а Сергей, изучив литературу, взялся за другое изделие — хлебницу. Увлёкся не на шутку. Поначалу мастер старался делать утилитарные вещицы, чтобы не на полках красовались, а служили своим хозяевам так же, как в стародавние времена. Его ковшом можно воду зачерпнуть, а в сухарницах уютно пирожкам и шаньгам.

Но при практичном подходе Сергей Коротченя всегда стремился показать податливую красоту природного материала. Он сам выбирает берёзы на участках, подготовленных к вырубке, или уходит глубоко в чащу. Он умеет грамотно и бережно заготавливать бересту — верхний, светлый слой берёзовой коры. Он чистый и тёплый, признающий только ручную работу. Снимает кору так, чтобы не навредить дереву.

— Я потом проверяю эти берёзы. Они, конечно, теряют внешний вид, становятся с чёрными «подпалинами», но в остальном вполне здоровы, — рассказывает Сергей Арсентьевич.

Когда количество изделий перевалило за сотню, Коротченя уже по-настоящему увлёкся художественной составляющей своей работы. Он стал делать крупные вещи с затейливыми узорами и сувенирные образцы, представляющие и бересту, и её оформление во всей красе. Тагильский берестяной художник в родном городе получил звание «Мастер года», собрал награды практически всех отечественных фестивалей и ярмарок прикладного творчества, провёл несколько персональных выставок в России и за рубежом. В этом году он отличился на фестивале «Тайны дерева» в Нижнем Новгороде. Его работа «Хоровод» принесла победу сразу в двух номинациях: «Береста» и «Сплетение традиций». Хорошим завершением творческого сезона-2015 стало участие в московской выставке «Ладья. Зимняя сказка», где работы тагильчанина вызвали живой интерес публики.

Несмотря на то, что работы Коротчени стали популярными по всей стране, мастер особенно дорожит признанием коллег. Недавно Коксохим НТМК отмечал 75-летие. Сергею Арсентьевичу предложили организовать выставку прямо в цехе. Тот с удовольствием согласился.

Сюжет

«Наши люди»
Многие из нас имеют хобби, но не каждый добивается на этом поприще заметных успехов. В этой рубрике мы будем рассказывать о жителях области, чьи увлечения сделали их известными в своём посёлке, городе или даже стране.

Областная газета Свердловской области