Допустимо ли читать личную переписку подчинённых?

В некоторых компаниях есть жёсткие запреты на использование соцсетей, в других — руководство лояльнее. Фото: Александр Исаков.

В некоторых компаниях есть жёсткие запреты на использование соцсетей, в других — руководство лояльнее. Фото: Александр Исаков.

  • Опубликовано в № 006 от 16.01.2016

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу гражданина Румынии — его уволили за то, что он в течение рабочего дня написал письмо невесте. Суд счёл это правомерным и разрешил работодателю доступ к письмам работника. Вердикт является действительным для 47 стран Совета Европы, в том числе для России. Мы узнали у уральцев: считают ли они чтение личной переписки сотрудников, написанной  во время рабочего дня, допустимым?

Евгений Писцов, глава Берёзовского ГО:

— Я, скорее, соглашусь с решением ЕСПЧ. В рабочее время необходимо заниматься работой, а не личной перепиской. Все мы хотим жить лучше, а качество жизни зависит в первую очередь от того, как мы работаем. Производительность труда у нас, к сожалению, в разы ниже, чем в странах с развитой экономикой. Всем нам необходимо не только критиковать власть, но и обращать внимание на то, как мы сами исполняем свои обязанности и как относимся к своей профессиональной деятельности. А личной жизнью стоит заниматься в свободное время, после того, как вы честно и добросовестно отработали. Чтение переписки — это ответные меры на нарушение.

Эту ситуацию можно сравнить с вождением автомобиля. Когда вы едете за рулём, вы находитесь внутри вашей собственности и можете на законных основаниях требовать, чтобы никто посторонний не пытался к вам в машину ворваться. Но если вы нарушаете правила дорожного движения, то сотрудник ГИБДД может вас остановить и потребовать выйти из машины или предъявить её к досмотру, если это необходимо. В этом случае уже заканчиваются ваши права и начинаются обязанности. Также и с письмами на рабочем месте.

Ольга Марцинкевич, специалист по кадрам торгового предприятия «Л-Эсста»:

— Предпочитаю оценивать работу сотрудников не формально, а по результатам труда. Как правило, руководство всегда знает, кто на работе целыми днями в соцсетях сидит, а кто делает дело. Естественно, к тем, кто постоянно ведёт личную переписку, отношение негативное, и при первом удобном случае работодатель от таких сотрудников избавляется. Но во многих фирмах люди работают ненормированно, у них нет жёсткого графика обеда, свободное время распределяется равномерно в течение всего дня, и они вправе это время использовать по своему разумению.

Главное, работник должен исполнять свои трудовые обязанности и иметь хорошие результаты — и в этом случае меня совершенно не будет интересовать, что он там и кому напишет во время работы. В конце концов, можно ведь и целый день тупо в монитор компьютера смотреть, ни одного личного послания не написав, но при этом и работу не сделать.

Игорь Упоров, президент Урало-Сибирской гильдии адвокатов:

— Мы уважаем решения ЕСПЧ, но все его решения принимать для исполнения в России нельзя. У них слишком много перегибов. Посмотрите — они разрешают регистрировать однополые браки, усыновлять детей в однополых браках, продавать здания церквей и устраивать в них рестораны… Всё это недопустимо в России. Наше национальное законодательство выше европейского. В Российской Федерации действует конституционная норма о защите личной информации, так что читать переписку сотрудников работодатель не может. И если бы гражданин России был уволен по такому же поводу и обратился бы в суд, то совершенно однозначно суд встал бы на сторону работника, а не работодателя.

Другое дело, что россияне часто используют рабочее время неэффективно — во время работы много общаются в социальных сетях, например. Чтобы предотвратить это, работодатель вправе ограничивать доступ к Интернету в офисах — это его прерогатива.

Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

— Многие комментарии этого решения европейского суда вызывают отторжение. Я в какой-то степени тоже работодатель, но вся эта система слежки и недоверия вызывает у меня исключительно отрицательные эмоции. Однако многие неправильно интерпретируют это решение, которое, кстати, сформулировано на 32 страницах. Этот документ создан не для того, чтобы разрешить работодателям следить за сотрудниками и увольнять их, а для того, чтобы побудить их узаконить правила поведения на рабочем месте. Раньше уже были два похожих дела в Великобритании, в которых суд встал на сторону уволенных сотрудников, потому что их трудовой кодекс ничего на тему переписки не говорит. А в Румынии другая ситуация — выиграл дело работодатель, потому что румынский трудовой кодекс и регламенты этой компании запрещают писать личные письма на работе. Я бы рекомендовала всем работникам и работодателям прочитать текст решения суда и тщательно его проанализировать перед тем, как делать какие-то выводы. А вообще, я считаю, что подобные вещи должны диктоваться не решениями суда, а нормами морали — на работе должна быть работа, а личной жизнью надо заниматься в личное время.

Сюжет

Мысли по поводу
Раз в неделю на страницах «ОГ» свердловчане делятся с земляками своей точкой зрения на счёт актуальных событий, новостей и тенденций.

Областная газета Свердловской области