Детского омбудсмена беспокоит ситуация в семьях

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №036 от 02.03.2016

Во вторник Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков на заседании регионального парламента представил доклад по итогам работы за прошлый год. Мы встретились с омбудсменом после выступления и попросили его прокомментировать основные положения документа.

— Игорь Рудольфович, какие позитивные моменты вы отмечаете?

— В первую очередь радует то, что сегодня безопасность детей в учреждениях (детских домах, садиках, школах и так далее) заметно усилена. Взять, к примеру, массовые отравления. Они, конечно, присутствуют, но не в таком количестве, как раньше. Ещё года три назад подобные очаги вспыхивали чуть ли не каждый месяц, а теперь — единичные случаи.

Не может не радовать ситуация с детьми-сиротами. Ещё в 2013 году у нас в регионе было 50 детских домов, а сегодня их осталось чуть больше 30. К тому же все они очень небольшие, рассчитанные на 18–20 человек. То есть сирот с каждым годом становится всё меньше.

Также не могу не упомянуть о нашей комиссии по делам несовершеннолетних. Я благодарен депутатам Законодательного собрания, что в прошлом году они наделили её статусом органа государственной исполнительной власти. Лишь в нескольких субъектах подобные комиссии имеют такой статус. Это позволило привлечь туда настоящих профессионалов для решения проблем семьи.

— Какие моменты вызывают беспокойство?

— Ситуация в семьях. Те люди, которые в первую очередь должны защищать ребёнка, сегодня зачастую являются для него главным источником бед. Очень много случаев травмирования и гибели детей происходят в семьях, и в 80 процентах случаев виноваты именно родители. Если мы, например, говорим о сексуальных преступлениях в отношении детей, то до 30 процентов в них виноваты люди из близкого окружения ребёнка.

— Вы работаете с семьями, чтобы минимизировать подобные ситуации?

— В этом главная загвоздка. По законодательству в жизнь семьи уполномоченные по правам ребёнка вмешиваться не могут. Наша задача регулировать отношения ребёнок — государство. Но сегодня ситуация такова, что нам очень важно решить, как мы можем работать с семьями и как нам в них заходить.

— Недавно Свердловскую область в очередной раз посетил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов. Как он оценивает наш регион с точки зрения своей должности?

— Когда мы общались с ним в неформальной обстановке за завтраком вместе с губернатором Свердловской области, заместителем председателя правительства, он отметил, что наш регион показывает позитивнейшие показатели по многим параметрам. По словам Астахова, не каждый субъект РФ может похвастаться такой демографической ситуацией, как у нас. Он также отметил наши достижения по ликвидации очереди в детские сады. Скажу на своём примере, если раньше ко мне приходили обращения с просьбами о выделении мест в садиках, то теперь лишь иногда пишут, что место дали, но не в шаговой доступности.

— На днях всю страну шокировал случай в Москве, где женщина, работающая няней, отрезала голову ребёнку и размахивала ею на улице…

— На следующий же день мы встречались с заместителем прокурора региона и начали именно с вопроса, касающегося нянь. Первое предложение, которое приходит на ум — введение лицензирования или сертифицирования этой деятельности. Но это лишь инструмент. Всё-таки прежде всего родители должны серьёзно задумываться о том, кого они подпускают к своему ребёнку.

Областная газета Свердловской области