Почему Жуков оказался на Урале?

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая в 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Г. Жуков принял безоговорочную капитуляцию войск нацистской Германии. Фото: sputnik.by

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая в 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Г. Жуков принял безоговорочную капитуляцию войск нацистской Германии. Фото: sputnik.by

  • Опубликовано в №080 от 07.05.2016

К 120-летию Маршала Победы «ОГ» начинает цикл публикаций о свердловском периоде жизни полководца.

Легендарный полководец Георгий Константинович Жуков командовал вой­сками Уральского военного округа с 1948 по 1953 год. За что его сюда сослал Сталин? То, что это была ссылка, нет сомнений. Полководец, сломавший хребет немецкой машине – и тыловой округ. Легенд и мифов по этому поводу много. А как было на самом деле? Рассказывает профессор кафедры теплофизики УрФУ, журналист и писатель, автор трёх книг о Жукове екатеринбуржец Сергей Гущин:

– Тут многое перемешалось. Но главу в своей книге «Уральская ссылка опального маршала» о событиях, когда над Жуковым стали сгущаться тучи, я назвал «Не будь талантливей вождя». Собственно, в этом и главная причина. Когда Берлин был взят, акт о капитуляции, по идее, должны были подписывать Сталин как Верховный Главнокомандующий, Эйзенхауэр и Монтгомери – от командования коалиции союзных вой­ск.

Высшие награды Г.К. Жукова

  • 2 ордена Победы
  • 4 медали «Золотая Звезда»
  • 6 орденов Ленина
  • 1 орден Октябрьской Революции
  • 3 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Суворова I степени

Но Сталин не очень любил летать на самолёте, к тому же в немецкой столице было ещё неспокойно, да и от союзников на подписание отправляли не первых лиц, и он назначил Жукова, в то время командующего Первым Белорусским фронтом, представителем Верховного Главнокомандования. Почему подписывали акт о капитуляции не первые лица – история любопытная, но другая. Так вот, после подписания акта состоялся банкет, очень даже весёлый, до гармошки дело дощло. У Жукова спросили – а что с немцами делать? Жуков распорядился накормить и даже налить по чарке, дескать, пусть горе своё зальют. Потом союзники наградили Жукова британским орденом Бани I степени, французским Военным крестом, американским орденом Легион Почёта степени Главнокомандующего, таких наград даже у Сталина не было. Между прочим, британский орден давал право стать пэром Великобритании и владеть землёй, но для этого надо было стать гражданином этой страны. Когда Жуков возглавил советские оккупационные войска, он как-то подружился с Эйзенхауэром, бывали друг у друга в гостях, много общались. Всё это Сталину очень не понравилось. Это был первый звоночек. Точнее, второй. Первый прозвучал во время операции по освобождению Белоруссии. Не вдаваясь в детали, Жуков и Сталин не сошлись в одном вопросе при планировании операции. Когда всё кончилось, Сталин сказал, что всё получилось, как он говорил. Жуков возразил: всё вышло так, как я говорил. Подняли стенограмму совещания – прав был Жуков. Но возражать вождю смельчаков уже не было. Кроме Жукова. Сталин всё это запомнил.

Дом-дача командующего войсками Уральского военного округа в Екатеринбурге находится в Зелёной Роще. 1997 год. Фото: Алексей Кунилов

– И тут как нельзя кстати возникло «трофейное» дело?

– Оно началось, когда тогда ещё начальник военной контрразведки «Смерш» Абакумов прибыл в Германию наводить порядок. Начал почему-то с генералитета и старших офицеров. Жуков его вызвал, выразил своё крайнее неудовольствие: «Вы подчиняетесь мне, ниже меня по званию, собираетесь проводить какие-то аресты без моего ведома и разрешения». В общем, убрать и прекратить. Абакумов затаил злобу, начал «копать» и под Жукова. В итоге появилось несколько позже «трофейное» дело по ряду генералов, в том числе и Жукову. Чего скрывать, трофеи из Германии везли все, но кто-то – отрез на костюм, да аккордеон, а кто-то – вагоны с мебелью и сервизами. Кстати, задокументирован такой факт: два вагона с мебелью из Германии, приписываемые Жукову, были отправлены … в только что созданное МГБ, которое возглавил Абакумов. В вину Жукову поставили и то, что в частных разговорах он все победы якобы приписывал себе, а не вождю. Был арестован главком ВВС Новиков, из которого буквально выбили показания против Жукова.

– Но тем не менее его не арестовали…

– Попробовали бы! Армия тут же бы поднялась, авторитет у Жукова был огромный. Кроме того, Сталин Берии дал прямое указание – Жукова не трогать. А вот от дел отодвинуть надо, решил вождь, так и сделал. Дело Жукова рассматривалось на Высшем военном совете с участием боевых генералов и членов Политбюро.

В вину ему вменили также зазнайство, приписывание себе чужих побед и личную нескромность. Но военные стеной встали на его защиту. Подпевалы вроде Булганина, Маленкова только кивали при словах Сталина. На этом совете и решено было освободить Жукова от должности главкома сухопутных войск и отправить командовать маленьким военным округом – Одесским.

В небольшой музейной экспозиции есть ростовая скульптура Жукова. По непроверенным пока данным, это первый памятник маршалу работы свердловского скульптора Константина Грюнберга в 80-е годы. Фото: Алексей Кунилов

– И там он, если судить по фильму «Ликвидация», быстро навёл порядок и освободил город от бандитов.

– В фильме это несколько преувеличено, хотя реальная подоплёка у тех событий была. Тут важнее другое – у Жукова не сложились отношения с первым секретарём Одесского обкома партии Николаем Кириченко, он даже не ввёл маршала в бюро обкома, как это было обычно в то время. Постоянно жаловался на него в Москву. Чаша терпения переполнилась у обоих из-за квартирного вопроса. Дело в том, что в Одессе было много пустых квартир, а офицерам жить было негде. Жуков создал спецбригаду по выявлению и заселению таких квартир, Кириченко опять нажаловался, и Жукова отозвали в Москву. Вот тогда и начали снова раскручивать «трофейное дело». Жуков ждал ареста, но всё кончилось вышедшим в 1948 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б): «Тов. Жуков, злоупотребляя своим служебным положением, встал на путь мародёрства, занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей». Ему было объявлено, что это последнее предупреждение. Жуков после таких разборок перенёс инфаркт. Но ему дали возможность исправиться, как какому-то провинившемуся школьнику, и отправили командовать глубоко тыловым Уральским округом. Приказ подписал новый министр обороны Булганин, сугубо штатский человек.

Жуков приехал на Урал в отдельном вагоне, а поскольку прежний командующий Михаил Казаков ещё не освободил дом-дачу в Зелёной Роще, где традиционно жили и живут командующие войсками округа, какое-то время жил в вагоне, куда протянули связь, электричество. В жизни великого полководца наступил новый этап…

Сюжет

Георгий Победоносец
К 120-летию Маршала Победы - цикл публикаций о свердловском периоде жизни полководца.

Областная газета Свердловской области