Охота как вид боевой подготовки

Сразу видно — охота удалась! Неизвестный фотограф

Сразу видно — охота удалась! Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №123 от 09.07.2016

«ОГ» продолжает цикл публикаций, посвящённых 120-летию со дня рождения Георгия Жукова (см. «ОГ» за 07.05.16 и за 03.06.16)

Несмотря на опалу, на Урале Жукову было хорошо. Он с уважением отзывался о местных жителях, с любовью говорил о местной природе. Георгий Константинович часто ходил на охоту. Стрелял косуль под Шадринском и зайцев с помощью гончих, приговаривая: «Лучше иметь хорошую рабочую собаку и дешёвое ружьё, чем плохую собаку и дорогое ружьё». Охоту Георгий Константинович считал одним из видов боевой подготовки. Недаром же на фронте в разведчики охотно, извините за тавтологию, брали охотников.

Ружьё от… «Меркель»

Предвкушение гораздо приятнее результата. Неизвестный фотограф

Жуков прославился среди охотников редким способом стрельбы по уткам — сидя в закреплённой деревянной бочке на середине озера Таволжаны в Курганской области. Даже в этом проявился его нестандартный подход. Сколько раз бывало у автора этих строк, что утка вроде и есть, но не летает, кучкуется где-нибудь на середине озера, где из ружья её не достанешь… А с середины озера, как это Жуков придумал, под прицелом все берега держать можно. С утками, кстати, был ещё один интересный случай, о котором рассказал писатель и спортивный журналист Сергей Гущин, автор четырёх книг о Жукове. Поехал как-то командующий округом на утку под Шадринском по приглашению начальника местной школы младших авиационных специалистов (ШМАС) полковника Литвинова. Кстати, на природу Жуков ездил только в выходные дни. Полковник решил подсобить маршалу. Незадолго до утренней зорьки разосланные по окрестным озёрам (кроме того, куда приехал Жуков) курсанты открыли стрельбу холостыми патронами и подняли всю утку на крыло, а потом ещё и зажгли дымовые шашки. Куда птице податься? Только на озеро к Жукову. Тот был чрезвычайно доволен удачной охотой, а об устроенном «цирке» так и не узнал, иначе полковнику было бы несдобровать — не любил Георгий Константинович такого рода «услуги».

Ружьё фирмы «Меркель» хранится в музее Дома офицеров, в «жуковской» экспозиции. Неизвестный фотограф

Жуков питал явную слабость к охотничьим ружьям, у него их был целый арсенал. Покупал при любом случае и за ценой не стоял. Дочери Элле задумал купить на день рождения дамское ружьецо, но никак не мог такое найти. А подходящее оказалось у старшины-сверхсрочника, чемпиона Вооружённых сил по стендовой стрельбе Николая Бурденко. Жуков спросил — сколько? Бурденко ответил, что так отдаст. «Так не пойдёт, — ответил маршал и открыл свой сейф-арсенал. — Выбирай любое». Бурденко выбрал ружьё 12-го калибра, украшенное слоновой костью, золотом и серебром, по странному стечению обстоятельств фирмы … «Меркель».

Кому-то может странным показаться столь вольное обращение с оружием, сейчас так просто ружьё не купишь, не подаришь. Но до 60-х годов охотничьи ружья продавались свободно, без всяких разрешений и лицензий.

Щедрое сердце маршала

— Современники вспоминали о щедрых поступках маршала: когда он останавливался в каком-нибудь доме во время охоты, всегда благодарил деньгами загонщиков, егерей, если помогали ему в охоте. Он не вёл себя как барин, считал, что в этом деле нет генералов, — рассказывает председатель фонда Жукова в Екатеринбурге Анатолий Войтенко. — Часто маршал останавливался в деревне Раскуиха под Полевским, где была заимка и собачий питомник общества военных охотников. В мае этого года мы открыли мемориальную табличку в селе Новоипатово Сысертского района, где он тоже часто бывал на охоте. И таких мест на Урале немало. Везде он общался с местными жителями, помогал, чем мог. В Новоипатово, например, старики до сих пор помнят подаренные жуковские полушубки.

Что ещё нужно для простого человеческого счастья? Неизвестный фотограф

Жуков вообще любил отмечать людей ценными подарками: оружием, баянами, часами — всем тем, что любил сам.

Дотошный читатель может воскликнуть: «Легко быть добрым, имея за спиной склады округа и маршальский оклад, как говорят военные, «денежного содержания»! Но ведь до него и после командующие так не поступали. Примеров того, как Жуков помогал простым людям, множество. Как и щепетильности его в расчётах с людьми. Так, во время охоты в Сысертском районе встретился он с колхозником на полевом стане, тот угостил его «пользительным» травяным чаем и домашней приправой из хрена. Приправа Жукову очень понравилась, когда разговорились с селянином, маршал попросил накопать ему корешков. Через неделю в штаб был доставлен мешок вымытого хрена. А ещё через неделю колхозник получил от Жукова перевод на 100 рублей. Хранил эту квитанцию как семейную реликвию.

Во многом благодаря охоте и рыбалке Жуков, уже будучи в Москве, писал:

«…Пять лет, которые я прослужил на Урале, считаю одними из самых счастливых в моей жизни».

Сюжет

Георгий Победоносец
К 120-летию Маршала Победы - цикл публикаций о свердловском периоде жизни полководца.

Областная газета Свердловской области