Общество 19 июля 2016, 09:05

Что найдут ловцы покемонов?

Иллюстрация: Александр Исаков / Татьяна Никитина

Иллюстрация: Александр Исаков / Татьяна Никитина

  • Опубликовано в №129 от 19.07.2016 под заголовком «От тетриса до покемонов»

Со дня на день в России ожидается официальный релиз игры дополненной реальности для смартфонов «Покемон Гоу» («Pokemon Go»). Японские разработчики выпустили приложение 6 июля, и меньше чем за две недели оно стало самой популярной виртуальной игрой в истории. «ОГ» разобралась, зачем взрослые люди по всему миру ловят покемонов, и вспомнила другие случаи массового помешательства на разного рода играх.

Комментарий

Владимир Савельев, ассистент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ:

— Повальное увлечение компьютерными играми строится на естественном механизме. Любая игра ставит перед человеком чётко сформулированные задачи — перестрелять как можно больше монстров, победить в гонках, построить дом… Выполнив задание, игрок получает моментальную обратную связь и чувствует удовлетворение. Ощущение полной погружённости в действие называют состоянием потока. В реальной жизни оно возникает, когда человек занимается любимым делом, хобби или работой. Когда их нет, люди начинают искать это состояние в виртуальном мире.

Тетрис

Эту игру изобрёл советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. Изначально так называлась лишь одна игра, участникам которой предлагалось сложить сплошную стену из падающих сверху геометрических фигурок. Но позже так же окрестили и приставку «Брик Гейм» («Brick Game»), на которой было установлено множество монохромных игр. Это карманное устройство было очень популярно у детей бывшего СССР в 1990-е годы и начале 2000-х. Все перемены школьники проводили за игрой в гонки, танчики и змейку на небольшом чёрно-белом экране. Тетрис пользуется популярностью и сегодня, купить его можно за 250 рублей. Более того, до сих пор проводятся чемпионаты по игре в «Тетрис» разного уровня: от городских соревнований до мировых турниров.

Тамагочи

Придуманный японскими инженерами в 1996 году, тамагочи наделал шума во всём мире. В конце 1990-х — начале 2000-х годов игра дошла до России. Дети сутки напролёт ухаживали за виртуальными питомцами. Небольшой девайс в форме яйца умещался на ладони. На крошечном дисплее можно было увидеть пиксельное изображение котёнка, щенка, утёнка, панды или даже стрекозы. Игрушка постоянно требовала внимания — питомца надо было несколько раз в день кормить, поить, укладывать спать, играть с ним, лечить и убирать отходы. Неверные действия приводили к гибели животного. Максимальный срок жизни питомца составлял 31 день. Многие дети очень болезненно переживали смерть электронного друга, за что игра была подвергнута жёсткой критике.

В 2013 году была выпущена официальная версия игры для смартфонов, но большого интереса к ней пользователи не проявили. Хотя аналоги игры — приложения, где нужно ухаживать за виртуальным котёнком — сегодня весьма популярны у детей.

Компьютерные игры

В середине 2000-х годов массовое распространение получили персональные компьютеры, и игровая промышленность стала стремительно развиваться. Детей, подростков и даже взрослых людей стало сложно оторвать от яркой виртуальной реальности. Одни из самых популярных игр — всевозможные «стрелялки», «ходилки» и «гонки». Так, именно на середину 2000-х выпало развитие игры «Контр-Страйк» («Counter-Strike»). Интереса прибавляла возможность играть с реальными противниками через Интернет, создавать команды и набирать очки. Правда, игры-стрелялки тут же обвинили во всплеске жестокости среди подростков. Девочки в 2000-е годы повально увлекались игрой «Симс», в которой надо было создавать персонажей, подбирать им одежду, строить и обставлять дома и заводить семьи. Для некоторых геймеров их увлечённость переросла в дело всей жизни, а киберспорт недавно был признан официальным видом спорта.

«Энгри бёрдс»

Следующий этап в игровой индустрии был связан с появлением смартфонов в конце 2000-х. «Энгри бёрдс» («Angry Birds») или «Злые птицы» — одно из первых игровых приложений для смартфона, появилось в 2009 году и моментально стало бешено популярным во всём мире. Игрок с помощью рогатки должен выстреливать птицами по зелёным свиньям, расставленным на различных конструкциях. Позже по мотивам игры были сняты мультфильмы и фильмы, появились игрушки, одежда, кружки, тетрадки и другие товары.

«Покемон Гоу»

Сегодня мы видим новую манию. На этот раз виртуальный мир смешался с реальным. Для игры необходим смартфон с датчиком GPS и специальным приложением. Пользователям надо поймать как можно больше покемонов, чтобы создать свою армию. Для этого игроки перемещаются по городу, глядя в экран смартфона. Когда человек подходит к определённому объекту в реальном мире, на его экране появляются виртуальные персонажи — покемоны. Поймать их можно броском виртуального мяча «покеболла» на экране смартфона. Покемоны могут быть спрятаны в самых разных местах: в парках, кафе, музеях, офисных зданиях, аэропортах и даже на кладбищах.

Сейчас пользователи проводят за игрой в «Покемон Гоу» больше времени, чем в самых часто используемых приложениях «ВотсАпп», «Инстаграм», «Снепчат» и «Фейсбук Мессенджер». Игру можно скачать бесплатно, но некоторые функции в ней стоят денег.

Сторонники игры утверждают, что она решает проблемы современной молодёжи, заставляя гулять на свежем воздухе. Некоторые компании используют виртуальную реальность, чтобы привлечь клиентов. Например, Сбербанк заявил, что установит в своих отделениях специальные модули для приманивания покемонов. Они появятся в 16 городах, в том числе в Екатеринбурге. Такие модули уже появились в аэропорту Кольцово. А пассажиров, увлечённых игрой, просят внимательно следить за временем вылета и не опаздывать.

Появились и противники «покемонизации» населения. Во-первых, они заявляют, что игра может быть опасна — во время прогулок по городу, уткнувшись в телефон, можно попасть под машину. Недаром на вооружение игру уже взяли страховые компании — для любителей покемонов они предлагают спецпакеты по страхованию здоровья. Во-вторых, размещать покемонов в религиозных учреждениях, тюрьмах, больницах, в местах захоронения или на мемориальных комплексах многие считают неэтичным.

На кону — безопасность

Игру «Покемон Гоу« уже обсуждают в высших эшелонах власти страны. Так, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин считает, что информация, к которой получает доступ приложение, должна быть проанализирована специалистами из IT-сферы и спецслужбами. Безобидная на первый взгляд игрушка может быть небезопасна. Как заявил агентству ТАСС член комитета Госдумы по информполитике Александр Ющенко, «цель этой игры — обновление картографических изображений планеты, включая дороги, объекты. Эта игра позволяет «входить» в дома, учреждения, отслеживать внешним организациям всё, что происходит даже в секретных госучреждениях».

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области

РЕКЛАМА