Из тавдинской фанеры сделали 30 000 военных самолётов

Авиафанера и дельта-древесина в годы войны широко применялись в конструкции разных истребителей, например, «ЛаГГ-3» (на фото). Также  из этих материалов изготавливали части фюзеляжей и крыльев самолётов Ил и Як. Фото: waralbum.ru

Авиафанера и дельта-древесина в годы войны широко применялись в конструкции разных истребителей, например, «ЛаГГ-3» (на фото). Также из этих материалов изготавливали части фюзеляжей и крыльев самолётов Ил и Як. Фото: waralbum.ru

  • Опубликовано в №132 от 22.07.2016

22 июля 75 лет назад (в 1941 году) выдал первую продукцию Тавдинский фанерный комбинат. Это были древесно-слоистый пластик ДСП-10 и несколько кубометров фанеры, которую использовали при изготовлении военных самолётов.

Нагрузка на новый комбинат сразу стала огромной, так как в военные годы более 50 процентов советских предприятий, производящих фанеру, нужную фронту, оказались в зоне оккупации. Нарком авиа-промышленности СССР Алексей Шахурин писал: «Если принять во внимание, что авиалес был у нас одним из основных авиационных материалов, можно представить, как много новых трудностей возникло только с этим вопросом». Руководство страны потребовало срочно заканчивать строительство Тавдинского комбината, и задача была выполнена: цех пластиков построили и запустили всего за месяц.

Сначала коллектив завода был небольшой — 374 человека. Но за годы войны он пополнился эвакуированными работниками с других фанерных и лесных предприятий, оказавшихся на оккупированных территориях. Только за первые полтора месяца работы — с 23 июля по 30 августа 1941 года — на комбинат прибыли 730 человек. Основные цеха возглавили бывшие главные инженеры эвакуированных предприятий.

В период с 1941 по 1945 год тавдинские фанерщики помогли создать более 30 тысяч истребителей и штурмовиков. Кроме того, комбинат участвовал в восстановлении Сталинграда: вместе с другими тавдинскими предприятиями он направлял туда пиломатериалы, фанеру, инструмент, мебель, гончарную посуду, предметы домашнего обихода. Всего 30 вагонов.

Интересно, что именно на Тавдинском фанерном комбинате работали первые в стране женщины, освоившие сложную профессию лущильщика. Это Глафира Парыгина (Кучина), Ольга Жирякова и Дарья Гриценко. Как рассказали «ОГ» на комбинате, лущильщик — это чисто мужская профессия, связанная с тяжёлым физическим трудом. На станок подаётся деревянный чурак определённого размера, из которого изготавливается фанерный шпон. Лущильщик должен контролировать процесс и следить за исправностью оборудования. Когда мужчины вернулись с войны, они, конечно же, заменили женщин. Сейчас на Тавдинском комбинате ни одна женщина лущильщиком не работает.

Сегодня предприятие продолжает выпускать фанеру, однако в авиапромышленности тавдинская продукция уже не используется.

Сюжет

Этот день в истории области
"ОГ" рассказывает о событиях, произошедших в этот день на территории Среднего Урала или с участием наших земляков

Областная газета Свердловской области