Вся жизнь — с кино

Олег Балмашев каждый показ сопровождает историей создания той или иной картины, а после устраивает дискуссию. Фото: Татьяна Галенцова

Олег Балмашев каждый показ сопровождает историей создания той или иной картины, а после устраивает дискуссию. Фото: Татьяна Галенцова

  • Опубликовано в №140 от 03.08.2016

Почти десять лет назад, в 2006 году, при Свердловском областном фильмофонде появился клуб «Третье тысячелетие». С тех пор каждый понедельник ценители киноискусства собираются вместе, чтобы посмотреть художественные, документальные, анимационные картины, которые не увидишь в городских кинотеатрах, и подискутировать после просмотра. Каждая встреча начинается с увлекательной лекции, которую читает руководитель киноклуба, режиссёр неигрового кино Олег Балмашев. Сегодня он — наш собеседник.

— Олег Вадимович, вы всю жизнь посвятили кинематографу, когда почувствовали интерес к кино?

— Когда мне было года четыре или пять, посмотрел фильм «Повесть о настоящем человеке» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Испытал потрясение, помню до сих пор. Возможно, это первая картина, которую я видел. Мечта самому снимать фильмы пришла в школьные годы. В свердловской школе № 130, где я учился, нас, бредивших кино, было несколько человек. Некоторые впоследствии стали работать на Свердловской киностудии. Например, Анна Толстикова стала ассистентом режиссёра, Александр Трифонов— художником-мультипликатором и кинооператором, он снял целый ряд документальных фильмов. Я начинал на телевидении — осветителем, затем стал ассистентом оператора, оператором. Позже пришёл на Свердловскую киностудию, работал ассистентом режиссёра, затем режиссёром. Когда достиг пенсионного возраста, стал ведущим киноклуба.

— Не продолжаете свою работу в качестве режиссёра?

— Продолжаю. Сейчас в планах — снять полнометражную картину, состоящую из четырёх частей, об одном из уральских селений, где живут белорусы. Они приехали ещё во времена столыпинских реформ, получили землю, обосновались. В советский период работали в колхозе, который там был создан. И сейчас уже новое поколение продолжает жить в наших краях, сохраняя национальный колорит. По задумкам, в каждой из частей фильма, у которого пока нет названия, будет показана жизнь селения в определённое время года: зимой, весной, летом, осенью.

— Из фильмов, которые вы снимали, какой вам наиболее дорог?

— Удачной получилась картина «Самая большая семья». Это рассказ о священнике Николае Стремском из посёлка Саракташ Оренбургской области, который вместе с женой воспитывает 70 приёмных детей разного возраста и разных национальностей, о повседневных заботах этого семейства. Фильм был снят в 2008 году, в то время семья Стремского была признана самой большой многодетной семьёй России. Также неплохо, на мой взгляд, получился документальный фильм «Цена решения» о влиянии гидроэлектростанций на экологию и о дороговизне альтернативной энергетики.

— Раз в неделю вы встречаетесь с кинозрителями в клубе «Третье тысячелетие». В эру Интернета и цифрового телевидения заманить зрителя в кинотеатр непросто. Как вам это удаётся?

— Не скажу, что мы демонстрируем только шедевры, но выбираем картины либо высокого художественного стиля, либо обладающие исторической или социальной значимостью. Нередко показываем циклы, что позволяет увидеть, как развивался кинематограф той или иной страны, или окунуться в историю по случаю какой-либо даты. Так, сейчас в связи с 80-летием с начала гражданской войны в Испании у нас идёт цикл испанских картин, отражающих этот период. (В день нашей беседы в киноклубе смотрели и обсуждали фэнтезийную драму Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна». — Прим. авт.). Та война коснулась и нашей страны, СССР активно помогал испанским революционерам. Я уж не говорю о том, что в нашем городе на Уралмаше есть дом, который в народе называли «Мадрид»: там жили эмигранты из Испании. А город Серов в Свердловской области назван так в честь героя Советского Союза, получившего это звание за подвиги в Испании.

Олег Балмашев часто приглашает специальных гостей, например, 1 августа в клубе смотрели документальные фильмы «Старательский этюд», «На караул» и «В зоне любви», а представлял их автор — режиссёр Аркадий Морозов.

— Какие фильмы, по вашим наблюдениям, больше всего нравятся екатеринбуржцам?

— Предугадать, когда будет аншлаг, невозможно. Неожиданно для меня полный зал был, когда показывали комедию «Девчата». Видимо, зрители соскучились по хорошему советскому кино.

— Сколько фильмов вы посмотрели, пока ведёте киноклуб?

— В среднем смотрим 50 картин в год, значит, за 10 лет — порядка 500 фильмов. За это время повторялись только дважды. Второй раз показывали «Ассу» Сергея Соловьёва, потому что под рукой не оказалось фильма, который планировали показать. И по заявкам зрителей повторяли фильм «Бал» режиссёра Этторе Скола. Учитывая, что за 10 лет часть публики сменилась, думаю, есть смысл снова показать многие картины.

— Ваш самый любимый фильм?

— У меня десятка два любимых. Но если уж один, то — «На войне как на войне».

Сюжет

«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Областная газета Свердловской области