Темы дня

Транспортная революция

Лариса Бузунова считает, что городскую транспортную схему необходимо пересматривать каждые 30-40 лет. Александр Зайцев

Лариса Бузунова считает, что городскую транспортную схему необходимо пересматривать каждые 30-40 лет. Александр Зайцев

  • Опубликовано в №143 от 06.08.2016 под заголовком «Катастрофа будет временной»

Летом 2017 года в Екатеринбурге произойдёт настоящая транспортная революция. Количество всех маршрутов сократится со 129 до 58, при этом увеличится частота движения транспорта. Появится необходимость ездить с пересадками, но при этом общее время в пути сократится. Тревоги и страхи горожан по поводу грядущих изменений корреспондент «ОГ» обсудила с Ларисой Бузуновой  – директором и учредителем фонда «Город. PRO» – организации, которая занималась разработкой новой системы.

– Как получилось, что именно общественная организация стала заниматься разработкой проекта? Какова его готовность?

– Мы выиграли конкурс МУПа «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление» на разработку новой схемы маршрутной сети. Стоимость проекта 8 миллионов рублей. Кроме наших специалистов, в её разработке также участвовал эксперт из США Джарретт Уокерc 24-летним опытом работы. Итоговый отчёт готов на 75 процентов. По результатам доработки мы хотим довести его до 85. До ста вряд ли возможно, схема будет дорабатываться в процессе внедрения, но каркас, очевидно, не будет изменяться. Публикация в Интернете новой схемы вызвала огромный ажиотаж. Поступило множество откликов и обращений. И мы поняли, что нужна конкретика – попросили горожан рассказать, как они сейчас добираются на работу. Мы объяснили, каков будет их маршрут по новой схеме, и в итоге не получили ни одного отрицательного отзыва. Для горожан смена маршрутной сети – это стресс, мы были готовы к негативу, и видим, как меняется отношение.

Изменение количества маршрутов

  • Трамвай: было 30 маршрутов, станет 7 основных и 2 вспомогательных
  • Троллейбус: было 19, станет 10
  • Автобус: было около 80, станет 15 основных, 10 подвозящих и 14 маршрутов до удалённых территорий

Плюс в 3-летнем плане появляется 2 ранее не существовавших автобусных маршрута

– Почему нужно менять старую схему движения?

– Сеть маршрутов общественного транспорта Екатеринбурга была спланирована ещё в советское время. С тех пор появились новые районы, возникли новые точки занятости и притяжения. К тому же разные виды общественного транспорта не работают как единая система, а конкурируют между собой. Есть много нелогичных, петляющих по всему городу маршрутов. То есть схема устарела. Её необходимо пересматривать каждые 30–40 лет. Цель проекта – в существующей инфраструктуре на тех же самых рельсах, с теми же самыми троллейбусными линиями, с тем же самым количеством подвижного состава пересмотреть маршруты так, чтобы разные виды транспорта работали сообща и чтобы большее количество горожан могло за меньшее время доехать до большего количества мест. В центре, где большой пассажиропоток, раз в 5–7 минут будут ездить вместительные троллейбусы, трамваи и автобусы, чтобы не было давки. Маленькие «Богданы» и «Форды» останутся на подво­зящих маршрутах. На маршрутах покрытия – в отдалённых районах и посёлках, например в Истоке, где нет большого пассажиропотока, транспорт будет ходить реже, чем раз в 10 минут, но тут важно чётко соблюдать расписание.

Сейчас через кольцо у гостиницы «Исеть» проходит 17 трамвайных маршрутов. По новой схеме, которую составили разработчики из фонда «Город.PRO», останется всего два маршрута по проспекту Ленина и два — по улице Луначарского, зато трамваи каждого маршрута будут курсировать через пять минут. Фото: Александр Зайцев

– Добираться придётся в основном с пересадками?

– Да, принцип такой, что можно будет сесть на любой маршрут, а потом пересесть и добраться до места. Это вынужденная плата за скорость. Но 50 процентов пассажиров, по данным аналитики, ежедневно сейчас делают одну пересадку. Причём платят за это два раза. Когда мы начали говорить про пересадки, мне на почту пришло 90 писем от людей, которые ездят маршрутами с 2–3 пересадками. Действующая система, которая была задумана как беспересадочная с кучей маршрутов, перестала работать эффективно. Маршруты дублируют друг друга, и часто из окна я вижу, как у Главпочтамта выстраивается 7–8 автобусов, и ни один из них может не подойти стоящему на остановке.

– Вопрос, который всех волнует: нужно ли будет платить за пересадки во время одной поездки?

– Тарифы необходимо пересматривать, так как множество людей уже сейчас ездят с пересадками. Сейчас вопрос тарифов решается в администрации. На эту тему у нас два-три раза в неделю идут совещания в комитете по транспорту.

– Схема предполагает пересадки с одного вида транспорта на другой. Много ли мест, где эти остановки удалены друг от друга?

– Сейчас есть показательный пример – трамвайное кольцо у гостиницы «Исеть». Для того чтобы человеку с Паркового района доехать до УПИ, ему надо выйти на «Киностудии» и идти до остановки «Бажова» – это очень долго. Далее – у Архитектурной академии останавливаются троллейбусы, а автобусы – у Главпочтамта. В идеале нужно, чтобы человек вышел на остановке и сразу поехал дальше. Сейчас, чтобы успеть к внедрению схемы в следующем году, надо построить минимум 8 остановок.

– В вашем докладе написано, что по основным маршрутам общественный транспорт будет ходить не реже 10 минут. Это с учётом трафика автомобилей и пробок или это в идеале?

– У нас есть данные о причинах и времени всех задержек транспорта. Большинство из них решается перенастройкой светофоров, выделением и обособлением полос для общественного транспорта. Я недавно была в Новосибирске. Там в час пик автобусы и троллейбусы едут с хорошей скоростью, и ни один автомобилист не заезжает на их полосы, стоя в пробке на двух своих полосах. Для этого просто установили камеры на каждом перекрёстке и штрафуют нарушителей. Это вопрос согласований с ГИБДД. Мы как раз с администрацией сейчас занимаемся этим.

– Где будут ходить только трамваи или троллейбусы? Если на линии произойдёт поломка, по мысли разработчиков, по этим маршрутам будет пущен автобус. Как быстро он должен выйти на маршрут?

– На Химмаше и по Малышева будут ходить троллейбусы и автобусы, по Ленина – трамваи. Чтобы быстро реагировать на аварийные ситуации, должна чётко работать единая диспетчерская, которая будет отслеживать их в режиме онлайн. Перед внедрением новой схемы этот этап должен быть проработан. Многим кажется, что трамвай и троллейбус встают часто, но оценки люди раздают на эмоциях. Мы сейчас как раз поднимаем  аналитику, чтобы аргументированно ответить.

– Насколько должен вырасти пассажиропоток?

– Сейчас не можем сказать. Пока идёт его падение. Надо понять сначала, какой будет тариф и тарифная система, а потом ставить цели. Но в Хьюстоне на третий месяц работы транспортной системы с такими же принципами пассажиропоток увеличился на 8 процентов. По итогам двух лет прогнозируется рост на 20 процентов. При этом внедрение новой схемы совпало со снижением цены на бензин. У Джаретта есть опыт работы от Канады и Европы до Австралии. По его собственным словам, такие схемы работали бы и на других планетах с аналогичной геометрией городского пространства.

– Удобно ли будет добираться с пересадками зимой?

– Как же сейчас ездят люди? Сейчас стоишь 20 минут на остановке, пока придёт твой трамвай и автобус. Мы говорим – ваше время поездки и ожидания уменьшится, вы будете меньше мёрзнуть, но почему-то этому не верят.

– Как и когда будет внедряться новая система?

– Внедрение будет одномоментное, так как сеть единая. В один день, летом в выходной, когда будет естественное падение пассажиропотока, всё поменяется. По прогнозам Джаретта, на стабилизацию ситуации уйдёт 2–3 месяца, поэтому хотелось бы, чтобы внедрение произошло в начале июля, чтобы избежать хаоса к 1 сентября. Тарифная система будет внедрена чуть раньше. Многие смотрят на изменение маршрутов как на катастрофу, но она будет временной.

Комментарий

Евгений Липович, замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии:

– Эксплуатация действующей маршрутной сети стоит 7,5 млрд рублей, а выручка транспортных предприятий – около 3 млрд рублей. Разрыв свыше 4 млрд рублей должен компенсировать город, но таких возможностей нет, поэтому реформа общественного транспорта очень актуальна. Пользование новой маршрутной сетью не должно ударить по карманам горожан. Тарифные планы мы сейчас обсуждаем. Часовой тариф возможен в том случае, если общественный транспорт не будет стоять в пробках. Внедрение новой схемы начнётся после истечения контрактов частных перевозчиков, то есть не ранее июля следующего года.

Сюжет

Транспортная революция в Екатеринбурге
Екатеринбург в 2017 году готовится к транспортной реформе и внедрению нового проекта маршрутной сети общественного транспорта.

Областная газета Свердловской области