«Геймеры спасут человечество»

Даже в самых пессимистических видеоиграх геймеру важно продержаться как можно дольше: даже зная, что плохой конец неминуем, игрок  не сдаётся. Фото: Александр Зайцев

Даже в самых пессимистических видеоиграх геймеру важно продержаться как можно дольше: даже зная, что плохой конец неминуем, игрок не сдаётся. Фото: Александр Зайцев

  • Опубликовано в №157 от 26.08.2016

Толстый прыщавый социопат-переросток, живущий с родителями – таким в массовом сознании выглядит геймер. По мнению философа Ветушинского, подобное восприятие в корне ошибочно. Преподаватель философского факультета МГУ, один из основателей Центра изучения видеоигр Александр Ветушинский потратил свой отпуск, чтобы рассказать о том, чем помогут человечеству видеоигры. До конца августа он читает лекции по генеалогии вопроса в Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Перми и Нижнем Новгороде.

На лекции в столице Урала мы и встретились с нашим героем. Парень лет 30 в шортах и футболке. Вот как выглядит современный первопроходец — исследователь философии видеоигр.

Александр Ветушинский, философия видеоигр, Ельцин Центр, лекция

Александр Ветушинский на лекции в Ельцин Центре. Фото: Павел Ворожцов

— С чего всё началось?

— Я поступал на философский факультет, желая получить образование и достичь успеха. При этом забил на своё увлечение видеоиграми. Однако, обучаясь на третьем курсе, мы с коллегами пришли к выводу: видеоигры — интересная область научного познания. Так, собственно, и зародился Центр изучения видеоигр. Это полуавтономное подразделение, работающее на базе философского факультета МГУ. Мы существуем не институционально, а как некая группа единомышленников. Центр существует с 2012 года. Сейчас в нём числятся три человека. Кроме нас в России есть ещё лаборатория исследования видеоигр в Санкт-Петербурге при философском факультете СПбГУ. Всего в России научно изучают игры шесть-семь человек.

— А как обстоят дела с изучением этого направления на Западе?

— На Западе есть целые исследовательские программы, университеты, где это преподаётся. Первооткрывателями были учёные университета информационных технологий Копенгагена, где в 2001 году открылся Центр изучения видеоигр. Именно благодаря ему сейчас за рубежом никого не удивишь научной степенью по игре Doom (серия компьютерных игр о похождениях некоего космического пехотинца, сражающегося против различных чудовищ. — Прим. ред.). Это называется Game Studies — научное изучение компьютерных игр, прорыв западноевропейской науки и в первую очередь стран Северной Европы (Швеция, Финляндия, Дания), там сконцентрированы основные центры изучения видеоигр.

Александр Ветушинский, философия видеоигр, Ельцин Центр, лекция

Фото: Павел Ворожцов

— Чем конкретно занимается исследователь вашего профиля?

— Мы исходим из банального факта, что видеоигры уже случились в нашей жизни. Наша задача — разобраться с указанным явлением, понять, что оно собой представляет. В России хорошая база гуманитарных исследований. У нас давно изучают кинематограф, в чём нет ничего удивительного. И если смотреть на современную массовую культуру, мы увидим — видеоигры давно обошли по популярности кино.

— В чём состоят наиболее интересные подходы к изучению видеоигр?

— Среди исследователей есть жуткие оптимисты, которые утверждают, что именно геймеры однажды спасут человечество. Мне интересен такой подход. Видеоигры делают людей оптимистами. Даже в самых пессимистических, где в финале космические захватчики поработят человечество, геймеру важно продержаться как можно дольше. Геймер — не тот человек, который сложит руки, зная, что погибнет. Геймер будет бороться до последнего. К тому же геймер знает — ради победы надо понять, как всё устроено.

— А как всё устроено?

— Для видеоигр принципиальны соревновательность и опыт невозможного, то есть вероятность оказаться там, где тебя не может быть. Возьмём литературу. Там тот или иной жанр выстраивается через тип повествования. В случае с видео-играми подразделение происходит из действий игрока. Видеоигра — это всегда то, что ты станешь делать. Вот почему видеоигры дают опыт и многому учат. Известная исследовательница видео-игр футуролог Джейн Макгонигал говорит — только геймер сегодня знает, что такое epic wins (эпическая победа). Только он знает, каково это — прийти вечером домой и спасти целое человечество. Но ключевая ошибка геймера в следующем — он считает, будто главная победа находится по ту сторону экрана. Геймеру нужно понять — то позитивное настроение, которое он получает во время игры, в состоянии менять реальность. Задача — вынести его во внешний мир. Как считает Джейн, в жизни люди зачастую не получают feedback — обратную связь. Но в видеоигре она есть всегда. Так почему бы не взять позитивные приёмы из видеоигр и не использовать их где-то ещё?!

— Использовать видео-игру в реальности? Как?

— Тому есть успешные примеры. Например, учёные Вашингтонского университета создали игру-головоломку «Foldit», посвящённую фолдингу белков. Фолдинг — сворачивание последовательности аминокислот, составляющих белок, в уникальную трёхмерную структуру. Оказалось, что геймеры, решая задачи в ходе головоломки, смогли за десять дней расшифровать структуру вируса, вызывающего у обезьян СПИД. Хотя раньше учёные не могли этого сделать на протяжении десяти лет. Десять дней и десять лет! Кроме того, в научных центрах есть симуляторы, в которых создаётся мир, где нет нефти. Есть учёные, изучающие возможности периферического зрения на основе опыта киберспортсменов. Уже давно хирурги, лётчики и космонавты тренируются на специальных виртуальных тренажёрах. А Майкрософт и Дисней используют геймефицированные приложения в работе.

— Если обобщить: зачем человечеству видеоигры?

— Они способны вернуть в скучные процессы смысл. Но геймефицировать нужно лишь то, что можно геймефицировать. Не следует превращать в игры любовь и дружбу. Но вместе с тем не надо бояться видеоигр. Есть мнение, что некие приложения, типа Покемон Гоу, могут навредить… Знаете, мы боимся того, чего не разумеем. Не нужно отказываться от видеоигр, нужно просто понять, как адаптироваться к ним, и начать использовать их для своей пользы. В мире много разных проблем, почему бы не применить опыт видеоигр, в которых виртуально эти проблемы уже решаются? Ведь игры — форма. А смысл, message, наполнение зависит от нас.

Досье «ОГ»: Александр Ветушинский

Родился в 1987 году в Москве.

В 2013 году окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

С 2013 года — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ.

С 2015 года — младший научный сотрудник.

Областная газета Свердловской области