Темы дня

В столице Урала появилось централизованное отопление

Магистраль, которую тянули от СУГРЭс до Екатеринбурга, не имела аналогов ни в стране, ни в мире. Фото из архива СТК

Магистраль, которую тянули от СУГРЭс до Екатеринбурга, не имела аналогов ни в стране, ни в мире. Фото из архива СТК

  • Опубликовано в №188 от 08.10.2016 

8 октября 1962 года была введена в строй уникальная по своей протяжённости (21,7 километра) тепломагистраль М1 от Среднеуральской ГРЭС до Свердловска. Благодаря этому в областной столице появилось централизованное отопление.

До конца 1950-х годов здания на Урале отапливались от 860 небольших угольных, дровяных или торфяных котельных, расположенных в разных частях города. Это очень сильно било по экологии. Из дымовых труб вылетало более 120 тысяч тонн золы в год, а загрязнённость воздуха в отопительный сезон превышала нормы в пять-восемь раз. В 1957 году было принято решение отапливать город по единой системе и от единого источника — Среднеуральской ГРЭС, расположенной в 25 километрах от центра Свердловска.

За основу схемы центрального отопления взяли так называемую «открытую» систему, которая на тот момент уже работала в Ленинграде. Однако аналогов свердловской тепломагистрали в то время не было не только в стране, но и в мире.

Тепломагистраль М1 стала фундаментом первой в стране системы дальнего теплоснабжения от ТЭЦ и ГРЭС. Магистраль охватывала единой сетью три города: Свердловск, Среднеуральск и Верхнюю Пышму.

— Никакого особого торжества по случаю запуска М1 не было, — вспоминал в разговоре с «ОГ» бывший директор Свердловских тепловых сетей Александр Потапов (см. номер от 26.09.12). — По районному управлению «Свердловэнерго» издали приказ запустить теплотрассу. Мы включили насосы, стали подавать горячую воду в трубопроводы, и мощный комплекс заработал.

Уже в первые годы работы новой системы теплоснабжения закрылось более 300 мелких котельных. Это сразу улучшило экологическую обстановку в городе. Местные жители отмечали, что зимой, наконец-то, стал виден белый снег.

Эксплуатировать теплотрассу в первое время было очень нелегко — рабочим приходилось иметь дело с совершенно новым оборудованием, опыта не хватало. Кроме того, магистраль была рассчитана на максимальную температуру 170 градусов, но оборудование на СУГРЭС не позволяло подогреть воду до такой температуры, ограничивались 135 градусами.

Сюжет

Этот день в истории области
"ОГ" рассказывает о событиях, произошедших в этот день на территории Среднего Урала или с участием наших земляков

Областная газета Свердловской области