Без идейной консолидации общество расслаивается

Галина Баглаева, учитель географии и истории филиала МКОУ «Шалинская СОШ № 45» — «Чусовская СОШ», директор школьного краеведческого музея:

— «Монологи о революции» для меня интересны тем, что в них находится место противоположным точкам зрения. Знакомлюсь с ними, но пытаюсь сохранить взвешенный подход к драмам революции. Наше поколение воспитывалось на образе Ленина, но рассказывая ученикам о том периоде или организуя с ними музейную выставку о Ленине и становлении советской власти на Урале, я привожу разные позиции и прошу самих ребят поразмышлять, что страна потеряла, а что приобрела.

В напоминание об этом в нашем селе есть три братские могилы, в которых похоронены жертвы революции и Гражданской войны: и белочехи, и китайцы, поддержавшие большевиков, и солдаты, и сёстры милосердия. Чусовляне разделились на тех, кто поддержал революцию — в первую очередь, бедных крестьян, и тех, кто отказывался принять новый режим, — это были заводчане и земледельцы, которые сумели трудом нажить имущество. В музее сохранились документы с записями, где последние названы «крикунами и ярыми противниками советской власти». Мощная волна Гражданской войны прошла через наше село в августе 1918 года. Были и местные жители, которые тайными путями приводили белогвардейцев, и солдаты Белой армии, которые ворвались в село, переодевшись в форму красноармейцев. Брат шёл на брата за идею, и уступать никто не желал.

Опыт революции 1917 года дал нам не только главный жестокий урок — нельзя ничего разрушать до основания — но и другие не менее важные уроки. Например, что без идейной консолидации общество расслаивается, и нужно понимание того, что мы едины.

Коллективизм заложен в нашем менталитете, и после семидесяти лет советской эпохи молодёжь растерялась, когда услышала: «А теперь живи, как хочешь». И хорошо, что сейчас идея национального единства как раз прорабатывается на уровне государства. И ещё один урок принесла идея равноправия, которое попытались дать людям большевики. Если человек поверит, что он не хуже других и ему есть куда расти, у него вырастают крылья — неважно, ребёнок это или взрослый. Этот принцип сегодня реализуется с помощью мер социальной поддержки от государства. Октябрьская революция была подготовлена самим ходом истории, но именно она показала: изменять страну к лучшему эффективнее всего эволюционным, а не революционным путём.

P.S. Проект «100 монологов о революции» публикуется в «ОГ» с февраля этого года. Мы напоминаем, что принять в нём участие может любой читатель «ОГ» — мы с интересом получаем ваши письма и публикуем размышления.

  • Опубликовано в №62 от 11.04.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области