Темы дня

Сторонники традиционной веры были для большевиков еретиками

Сергей Переверзенцев, историк, философ, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова:

— Участники тех событий имели своё представление о том, что нужно делать, чтобы России было хорошо. Большинство из них искренне хотели нашей стране светлого будущего. Но если смотреть на все эти события начала XX века из наших дней, когда мы уже знаем, к чему это привело, то понятно — это была страшная национальная трагедия. Несмотря на все те достижения, которые были в советское время, мы не должны забывать о той цене этих достижений. Одно из самых тяжёлых последствий, а может, и одна из причин того, что происходило потом в XX веке с нашей страной и с нашим народом — это принципиальный отказ революционеров от традиционной России. Традиционная Россия — страна православная, консервативная, знающая и любящая свою историю и, опираясь на эту историю, двигающаяся вперёд естественным путём. Любая революция — неестественный путь развития, потому что он насильственный. И в дальнейшем, чтобы доказать всему миру истинность своих намерений, большевикам пришлось уничтожать десятки миллионов людей, которые с этим были не согласны.

Конечно, российская национальная беда была вызвана не только большевиками. Виноваты в этом были и либералы, которые, собственно, и разбудили революционного зверя в феврале 1917 года, и тогдашние власти Российской империи, которые не смогли удержать ситуацию под контролем. Последствия этой трагедии мы расхлёбываем до сих пор. И что интересно, уже 100 лет прошло, а мы до сих пор спорим по поводу революции и не можем прийти к общему мнению. На самом деле мы начали осмысливать революцию совсем недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов, когда ушли от мифа, созданного ещё в большевистские времена — «Ленина в Октябре» и «Броненосца «Потёмкин» с раскрашенным вручную красным флагом. Осмысление революции — дело нашего поколения, и трудно ещё сказать, когда это осмысление закончится.

Да, была коллективизация, без которой была невозможна последующая индустриализация страны. Тех, кто не был согласен, или физически уничтожали, или ссылали в Сибирь, бросали где-нибудь на берегу Енисея или в казахстанской степи — не откровенных врагов советской власти, а простых крестьян. Потери в ходе коллективизации сопоставимы с теми, которые вызваны Гражданской войной. К началу коллективизации у нас было 55–57 миллионов крестьянских семей, после их осталось 25–30 миллионов. Коллективизация уничтожила русское крестьянство, которое всегда было опорой русской цивилизации, и деревня с тех пор с колен так и не поднялась.

Есть ещё одна серьёзная причина для революции 1917 года — это духовный кризис, который поразил русское общество в начале ХХ века. Революция была вызвана далеко не только политическими, экономическими и социальными противоречиями. Их можно было бы преодолеть менее кровавым путём, если бы не было духовного кризиса в обществе.

Читайте также интервью с Сергеем Переверзенцевым «Приходит поколение, которое хочет честных ответов о будущем»

  • Опубликовано в №63 от 12.04.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области