Мы живём в совершенно другой стране

Никита Мендкович, экономист, глава Евразийского аналитического клуба (Москва):

— В связи со столетием революций 1917 года очень модно искать параллели между событиями тех лет и современностью. Прежде всего ищут аналогии политических и экономических трудностей тех лет в дне сегодняшнем, забывая, что мы живём в совершенно другой стране. Революция и последующие события слишком сильно изменили всю бывшую Российскую Империю.

Дореволюционная Россия была выраженно аграрной страной, где три четверти работников занимались сельским хозяйством, а в деревнях жило более 80% граждан. Как писал Шанин, «крестьянство количественно и было Россией». Теперь в нашей стране основная масса населения сконцентрирована в городах, работает на промышленных предприятиях или в сфере услуг.

Дореволюционная Россия испытывала проблемы с промышленным производством, экспортировала «сырую» железную руду и ввозила из-за рубежа чугун. Во многом из-за этого страна терпела в Первой мировой серьёзные поражения, а в 1917 году возник риск захвата противником Петербурга. Для нашей современности характерна масса промышленных «дыр», но они не так критичны, как 100 лет назад.

Многие элементы типичного для тех лет уклада жизни, быта, стереотипов мышления полностью утрачены — к лучшему или к худшему. Можно вспомнить, что значительная часть населения современной Центральной Азии вела кочевой образ жизни. Огромная масса населения не понимала языка официальных властей, на котором писались юридические акты и издавалась большая часть СМИ. Многие общины в разных частях страны, даже не испытывая языкового барьера, жили в самоизоляции, которую не успела преодолеть сеть железных дорог и телеграфных линий.

Из-за ограничений транспорта, связи и неграмотности населения современный уровень взаимодействия власти и общества был невозможен — ни в том, ни в другом направлении. Речь не о выборах, к котором можно относиться по-разному, хотя в то время «прямое и всеобщее» голосование отсутствовало в большинстве стран. Не было социальных опросов, из-за культурного расслоения хуже работала «обратная связь» через прессу. Знакомство элиты с нуждами крестьянства происходило эпизодически, через «наказы», которые в периоды думских кампаний надиктовывали крестьянские сходы местным писарям и священникам.

Какое-то сходство с современными стандартами жизни было только у наиболее богатых слоев населения: дворянства, состоятельных горожан, интеллигенции и госслужащих. Но в силу малой численности они не занимали в обществе того места, которое занимают сегодня.

Исторические аналогии хороши как публицистический приём. Можно красиво сравнить строительство современного корабля с созданием морского флота во времена Петра I. Но нужно сознавать, что условия и проблемы тех великих лет были совершенно иными.

То же самое можно сказать и про 1917 год.

  • Опубликовано в №65 от 14.04.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области