Екатерина Сибирцева: «Школа в последние годы превращается в камеру хранения»

Екатерина Сибирцева считает, что авторитетом у подростка становится тот, кто понимает его и поддерживает. Фото: Павел Ворожцов

Екатерина Сибирцева считает, что авторитетом у подростка становится тот, кто понимает его и поддерживает. Фото: Павел Ворожцов

После того как в крупных городах страны, в том числе в Екатеринбурге, на митинги против коррупции вышли школьники, многие задались вопросом: чего им не хватает? Как после выяснилось, родители даже и не знали о том, что их дети последовали призывам в соцсетях. Что происходит с сегодняшними подростками? «ОГ» решила обсудить подрастающее поколение вместе с начальником департамента образования Екатеринбурга Екатериной Сибирцевой.

Виртуальный мир стал средой обитания

— Екатерина Александровна, совсем недавно вы сами преподавали физику у старшеклассников, так что знаете их лучше чем кто бы то ни было. Похоже, новое поколение настолько отличается от нас, взрослых, что порой кажется — они с другой планеты. Что представляет собой сегодняшняя молодёжь?

— Тема конфликта отцов и детей была актуальна во все времена. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Такое чувство, что эти слова принадлежат нашему современнику, а ведь они были сказаны 2 500 лет назад. Эта тема обострилась во многом потому, что уж слишком велик стал разрыв в технологиях, которыми пользуются дети и их родители. Теперь дети живут в совершенно другом информационном пространстве, нежели взрослые. Они смотрят на мир другими глазами — через экраны огромного количества разных устройств, у них другие каналы получения информации.

Спрашиваю своего 20-летнего сына, смотрит ли он телевизор, и оказывается — нет. Телевизор ему нужен только как экран для того, чтобы подключить к нему компьютер и посмотреть фильм. Удивительно, но даже новости они получают не из новостных ресурсов, а из подписок в Ютьюбе и соцсетях. Для них виртуальный мир стал средой обитания, частью реальности, в которой они живут. То, что происходит в виртуальном мире, для ребёнка точно так же значимо, способно ранить и обидеть, как это происходит в реальном мире. Не случайно у взрослого вызывает недоумение факт, что школьник может всерьёз расстраиваться из-за того, что ему не поставили лайки под его постом. А для ребёнка это действительно трагедия. И эта разница в восприятии информации в целом и даёт ту дифференциацию поколений, которую мы не всегда можем осознать, понять и принять.

— Подростки живут в своём мире, а есть ли у них авторитеты?

— Любому ребёнку требуется значимый взрослый человек, который сможет его научить, как выйти из сложных жизненных ситуаций. Им может быть не обязательно родитель, а и любой родственник из старшего поколения: бабушка, дед, старшие брат или сестра… Старший может не только помочь, но и просто быть рядом, принять ребёнка таким, какой он есть и подсказать, как быть, не осуждая и не унижая его.

Но если у подростка нет такого значимого взрослого, тогда эту роль для него выполнит кто-то другой. И заменить этот авторитет могут социальные сети, различные средства массовой информации, объединения подростков под лозунгами, которые кажутся заманчивыми. Подростки очень одиноки — они пока ищут своё место в мире, они ещё никуда не прибились, находятся на распутье, весь мир открыт перед ними. У ребёнка в этом возрасте появляется очень много возможностей — эффективные и неэффективные, плохие и хорошие, нормативные и ненормативные. Вопрос, что он выберет? И выбрать правильные вещи, воспользоваться ими ему должен помочь авторитетный взрослый. Если этого человека нет, то в выборе ему поможет кто-то другой, те объединения, которые для него доступны. Взрослым людям трудно быть одним, а тем более трудно оставаться в одиночку ребёнку. В любом случае ему хочется к чему-то притулиться, он будет искать понимания и принятия, любви — и он их найдёт. Там, где его полюбят и примут, он в итоге и окажется. Если это окажется сообщество с девиантностями — ребёнок разделит эти ценности. Именно так возникают подростковые группировки. Именно таков механизм манипуляции подростками.

Не наказание, а понимание

— Как не допустить манипулирования собственным ребёнком?

— Роль семьи в этом возрасте просто невероятно значима. Если ребёнок не находит понимания в семье, тогда и возникают все те проблемы, с которыми общество потом борется. Но борется-то карательными мерами, а ребёнку в этом возрасте нужны совершенно иные средства. Требуются не наказания и не унижения, а помощь в выборе своего пути в жизни. Далеко не все родители готовы разговаривать с ребёнком о его жизни и проблемах. Можно даже попросить родителей посчитать то время, которое они ежедневно уделяют общению с детьми. Увы, оказывается, оно крайне мало.

Начинать надо всегда с себя: уделяйте своему ребёнку время. Даже если это ершистый и очень сложный подросток, с ним всё равно можно говорить. Не просто спросить его, какие он оценки получил в школе, убрался ли дома и вымыл ли посуду. А расспросить о проблемах, об отношениях с друзьями, в классе… А мы часто оправдываемся большой загруженностью на работе и нехваткой времени…

Насколько мало родители уделяют внимание своим детям, очень хорошо видно в школе. Пока ребёнок учится в младших классах, родители часто рядом — с классным руководителем, на мероприятиях. Чем старше становится ребёнок, тем реже родители заходят в школу и тем реже их можно застать при разговоре с учителем. Хорошо видно, как расходятся жизненные линии родителей и ребёнка. Хорошо, если они ещё пересекаются дома и у них есть время для общения в семье. Но всё чаще складывается так, что дети и родители живут параллельно — каждый со своими проблемами. Я много видела таких примеров в семьях совершенно разных социальных слоёв — от уровня достатка отношения между родителями и детьми не зависят. Они зависят от любви.

— Получается, вопросы родители должны прежде всего задавать себе, почему их дети оказываются ведомыми какими-то группами в соцсетях?

— То поколение, которое сегодня приводит детей в школы, имеет отлично сформированное потребительское отношение. Они считают, что любую деятельность, которая им кажется непрофильной, можно отдать на аутсорсинг — от уборки дворов до воспитания детей. Некоторые родители считают, что ежели они привели ребёнка в школу — вот педагоги и должны воспитывать. Школа в последние годы превращается в камеру хранения, чего вообще быть не должно.

Увы, сегодня есть некая инфантильность в поведении родителей, которые стараются сразу же, как родили ребёнка, куда-то его сдать. Буквально вчера коллеги мне рассказали о появлении в городе частных групп круглосуточного пребывания дошкольников. Не исключаю, что бывают какие-то сложные жизненные ситуации, когда приходится на какое-то время оставить ребёнка на сутки в такой группе. Но правилом это стать не должно: дети — наше продолжение, и мы должны желать быть с ними рядом.

Учитель — публичная профессия

— С какими трудностями встречаются учителя при общении со старшеклассниками? Как вести себя педагогам, которые сегодня оказались под прицелами видеокамер и диктофонов, спрятанных под парту?

— Сегодня абсолютно всё общество живёт в открытой информационной среде. И информация обо всём, что мы делаем, может оказаться доступной всем. Это стало уже нормой. Приватное пространство, где человек чувствовал бы себя полностью защищённым, сужается. А учитель — публичная профессия, поэтому педагог сегодня должен понимать, что он находится под прицелом самых разных средств: его могут снимать и записывать. К этому надо быть готовым. Такова плата за то, что мы имеем доступ к разным информационным ресурсам. Специальной стратегии в связи с этим нет. Невозможно подготовиться к дождю: просто понимаешь, надо взять зонтик. Так и здесь: наверное, могут снимать, так что надо думать, что говоришь. Я повторяю об этом всегда на педсоветах, собраниях: уважаемые коллеги, всё, что вы делаете и говорите, может быть использовано против вас. Каждый педагог должен соблюдать определённые правила. И это касается в том числе использования соцсетей.

Дети, кстати, относятся к публичности спокойно. Под прицелами камер они ведут себя так же, как и без них, их поведение не меняется никак. Дети к открытости в информационной среде вполне адаптированы. Если мы, педагоги, хотим оставаться в профессии, надо учиться вести себя так, чтобы открытость не пугала. Напротив, запись может служить аргументом в ситуации защиты правоты педагога.

— Что нужно предпринять обществу, чтобы сохранить связь с новым поколением и не потерять его?

— Есть хорошая поговорка: «Не надо воспитывать детей, они всё равно вырастут похожими на вас». Не надо стремиться воспитывать детей хорошими — надо стать самим хорошими. И сделайте так, чтобы дети были рядом. Вовлекайте детей в свою жизнь, водите их с собой в те места, куда ходите сами. Дети всё равно станут взрослыми, но так они быстрее разделят ваши ценности. Не надо думать, что жизнь у ребёнка впереди — он живёт сейчас. У него сегодня проблемы — они кажутся вам несерьёзными и незначительными, но для него они — целый мир, целая трагедия или целое счастье. Подросток живёт сегодня, и жизнь у него одна. Убеждена — родители должны быть рядом, разделять проблемы детей и сами формировать их ценности, иначе их сформирует кто-то другой.

  • Опубликовано в №66 от 15.04.2017 под заголовком «Школа – не камера хранения»
Областная газета Свердловской области