Темы дня

"Туристический Иннопром"

Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области. Фото: Павел Ворожцов

Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области. Фото: Павел Ворожцов

В этом году Международный туристский форум «Большой Урал» прошёл в юбилейный, пятый раз. Итоги мероприятия мы подводим вместе с его организатором, директором Центра развития туризма Свердловской области Эльмирой Тукановой.

— Гости мероприятия отмечали, что с каждым годом, в том числе благодаря форуму, наш регион делает значительные шаги в развитии туристической отрасли. Как этому способствует именно «Большой Урал»?

— Думаю, самый ощутимый результат — это рост туристического потока в Свердловскую область, который произошёл как раз, в первую очередь, за счёт наших соседей — из регионов «Большого Урала». Благодаря этому мероприятию нам удаётся ярко продемонстрировать свои возможности и доказать, что наши туристические маршруты реально интересны и заслуживают того, чтобы тратить на них время и деньги. Именно форум стал толчком к разработке и продвижению межрегиональных туристических маршрутов Свердловской области с Тюменской, Челябинской областями, Пермским краем и Республикой Башкортостан.

Заметьте, на Форуме в этом году также было заявлено о старте нового межрегионального проекта в сфере промышленного и военно-патриотического туризма, с которым мы сможем стать участниками федеральной целевой программы. Ещё один результат — продвижение Свердловской области среди федерального экспертного сообщества. А также создание ещё одного крупного регионального делового мероприятия, которое в перспективе можно дорастить до уровня Иннопрома.

Олень на форуме "Большой Урал"

На форуме "Большой Урал" в МВЦ "Екатеринбург-Экспо". Фото: Павел Ворожцов

— Много было проведено самых разных круглых столов, заседаний, встреч в рамках форума. Всегда остаётся вопрос — от разговоров до реальных предложений, изменению в законодательстве дело доходит? Потому что затронуты были очень важные вопросы — вплоть до обучения специалистов (так или иначе относящихся к туристической сфере), проблеме безопасности, проблеме организации мероприятий событийного туризма (в том числе связанных с ЧМ по футболу) и т.д.

— Я бы сказала, что Форум становится всё более узкоспециализированным, и в то же время он ориентирован на все сегменты турбизнеса. То, что на Форуме проводится большое количество семинаров и мастер-классов, которые востребованы всеми, кто работает в туристической отрасли — показатель того, что мы всё больше стали уделять внимания качеству сервиса. В этом году помимо обучения на Форуме мы предусмотрели обучающие программы для специалистов индустрии гостеприимства Свердловской области. Так, при поддержке министерства инвестиций и развития Свердловской области, мы включили в обучающую программу по подготовке персонала гостиниц к приёму иностранных гостей в рамках мероприятий мирового масштаба более 500 человек.

Другой важный итог — это те соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, которые мы подписываем на «Большом Урале». И это не «пустые бумаги», а очень конкретные и продуктивные истории. Так, например, наше соглашение с Тюменской областью трансформировалось в создание очень востребованного туристического маршрута «Тобольск — Верхотурье» и открытие в Тюмени нашей информационной стойки, такой же «мини-туристический офис Свердловской области» сегодня работает и в Уфе. Сотрудничество Центра развития туризма и отельеров Свердловской области позволяет размещать нашу туристическую информацию для гостей 40 отелей региона. А недавнее соглашение, подписанное на площадке «Большого Урала» с Федерацией рестораторов и отельеров России, позволит нам разработать гастрономический путеводитель по Свердловской области. И это лишь несколько примеров «монетизации» тех вопросов и деловых контактов, которые происходят на «Большом Урале».

— Впервые на форуме был проведён региональный этап конкурса «Туристический сувенир». Как вы его оцениваете — всё ли удалось, уровень участников, на кого из нашей области обратили особое внимание, теперь будет ли оказана какая-то поддержка победителям и призёрам из нашего региона, поскольку мы знаем, что ремесленники хоть сейчас и возрождают промыслы, но испытывают пока ещё очень много трудностей?

— Этот конкурс вызвал огромный интерес как у организаторов и участников, так и у обычных зрителей, ведь ремесленники целый день презентовали свои работы в 10 номинациях, и конкурсный отбор проходил, исходя из очень чётких критериев. Для нас важно, что финалистами стали 16 мастеров из Свердловской области. И члены жюри отметили их возросшее мастерство и способность учитывать рекомендации, выданные по итогам предыдущих состязаний, например, обратить внимание на упаковку, поработать с ценообразованием и многие другие. Уральские мастера-победители будут приглашены для участия в финале Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир», который состоится в Кирове. Напомню, по поручению главы региона Евгения Куйвашева у нас системно поддерживаются и продвигаются народные промыслы. В частности, создан художественно-экспертный совет по народно-художественным промыслам, осуществляется межотраслевое взаимодействие в сфере НХП. Центром развития туризма региона организовываются площадки для экспозиций ремесленников на событийных и выставочных мероприятиях Среднего Урала. А экспозиция Свердловской области в 2016 году в четвёртый раз была признана лучшей среди российских регионов на международной выставке «Ладья. Зимняя Сказка».

Пряники на форуме "Большой Урал"

 Так называемые памятные пряники из Каменска-Уральского на конкурсе "Туристический сувенир". Фото: Павел Ворожцов

— На форум съехалось много гостей из соседних регионов и не только. С кем удалось вывести сотрудничество на качественно новый уровень? Главные партнёры форума — республика Беларусь — говорили о разных возможностях туристической дружбы с нашей областью — в том числе о спортивном туризме, были ли достигнуты какие-то договорённости с ними?

— Надо отметить, что в форуме каждый год активное участие принимают не только все регионы «Большого Урала» — участники Соглашения, но и другие регионы: представители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Нижегородской областей, Татарстана, Воронежской, Саратовской, Самарской областей и других регионов. Широкий круг участников и из-за рубежа. Так, постоянными уже можно назвать участников из Болгарии, Венгрии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана… В этом году страной-партнёром форума стала Республика Беларусь. Для нас это не первый опыт такого активного взаимодействия с международными партнёрами. Как пример — Республика Казахстан, с которой мы активно сотрудничаем в продвижении турресурсов двух регионов. Сегодня в перспективе сотрудничества с Беларусью — организация военно-патриотических поездок для школьников и студентов; семинаров по презентации туристического потенциала Свердловской области в Беларуси; разработка туристических программ посещения Свердловской области (историко-культурный и промышленный туризм) для сотрудников белорусских предприятий; создание Туристического информационного центра Республики Беларусь в Свердловской области и туристской информационной службы Свердловской области на базе Республиканского союза туристической индустрии.

Филипп Гулый

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского Союза туристической индустрии Беларуси. Фото: Павел Ворожцов

— С Республикой Башкортостан, насколько мы знаем, планировалось обсудить сотрудничество по части развития межрегионального оздоровительного туризма. Что удалось? К каким выводам пришли?

— На Форум приехали представители 10 туристических компаний Башкортостана, поэтому мы обсуждали не только возможности межрегионального оздоровительного туризма, но и делового, событийного.

Сегодня турпоток в оба направления небольшой, а интерес у путешественников есть, поэтому наша задача — сделать первые шаги по созданию турпотока. Первый шаг мы уже сделали: открыли в Уфе туристско-информационную службу Свердловской области, где можно получать полноценные консультации об инфраструктуре туризма Среднего Урала. А по итогам Форума решили в самое ближайшее время организовать «зеркальные» информационные туры для туроператоров наших регионов, а также проработать все варианты удобной транспортной логистики.

— Также в рамках форума состоялся первый Съезд Союза туристических агентств России. Какие вопросы там обсуждались, к чему пришли. Соответственно, приживётся ли этот формат — будет ли второй Съезд, чем он действительно важен?

— Это очень важное отраслевое мероприятие, которое объединяет туроператоров и турагентов, и для нас большая честь принимать его на площадке «Большого Урала», тем более Союз туристических агентств подписал в этом году Соглашение с Центром развития туризма Свердловской области, суть которого в информационной поддержке инициатив союза по развитию туротрасли Урала. Первый съезд стал также более обучающим для профессионалов отрасли — турагентов из регионов Большого Урала, где руководство Союза и приглашенные спикеры разъясняли нововведения в российском туристическом законодательстве.

Отмечу, что в части такой работы Свердловская область — одна из лидеров в стране.

— После презентации ирбитского проекта «Сказочная карта России» возникает вопрос, как это будет «встроено» в наши туристические маршруты, будет ли предлагаться нашими туристическими агентствами? Насколько жизнеспособен этот проект, на ваш взгляд?

— Проект очень яркий, необычный и в то же время понятный каждому. Тем более Средний Урал, в первую очередь благодаря Павлу Бажову — по-настоящему сказочное место. Первое событие, которое пройдёт в рамках проекта — зимние сказочные игры.

По задумкам авторов идеи, на Урал уже следующей зимой приедут сказочные герои и персонажи со всей страны, они на протяжении 2–3 дней будут соревноваться в необычных видах спорта, которые будут напрямую ассоциироваться с русскими сказками. Такой событийный фестиваль способен привлечь туристов в Свердловскую область со всех регионов страны. Поэтому наша задача — увлечь этой идеей туроператоров, которые смогут привезти туристов на эти игры, кроме того, мы обязательно поддержим это мероприятие ресурсами Центра развития туризма.

Сказочная карта России

Презентация проекта "Сказочная карта России", город Ирбит. Фото: Павел Ворожцов

— В этом году на «Большом Урале» была масса очень интересных мероприятий, которые были бы популярны не только у сотрудникам туристической сферы, но и у потребителей этих услуг — простым жителям. Планируете ли приглашать на форум и потенциальных клиентов?

— Считаю, что форум «Большой Урал» это, в первую очередь, отраслевое мероприятие. Безусловно, мы ежегодно увеличиваем его аудиторию за счёт расширения круга обсуждаемых вопросов. Так, например, в этом году на форуме много говорили о гастрономическом туризме, о формировании регионального гастрономического продукта. И поняли, что в следующий раз обязательно пригласим производителей продуктов питания. Каждая наша тема становится точкой притяжения не только для профессионалов турбизнеса, но иногда, казалось бы, людей, от него далеких: музыкантов, художников, спортсменов, экологов, представителей общественных организаций. Вход на мероприятия форума и сейчас открыт для всех желающих, но уровень обсуждаемых на них вопросов всё же требует определённой подготовки, вовлечённости в тематику. Хотя, зарекаться не стоит: возможно, в следующем году мы придумаем что-нибудь эдакое, что будет интересно абсолютно каждому.

Справка «ОГ»

V Международный туристский форум «Большой Урал-2017» ежегодно проводится на территории нашего региона, организован Центром развития туризма Свердловской области при поддержке министерства инвестиций и развития СО. Цель форума — развитие и укрепление межрегиональных и международных связей в сфере туризма, России, продвижение туристского бренда «GREAT URAL / Большой Урал». В мероприятии приняли участие более 2 000 человек из 22 регионов РФ и 15 стран. На площадке «Большого Урала» в этом году состоялось 24 деловых мероприятия и мастер-классов, в том числе I Съезд Союза туристических агентств России.

  • Опубликовано в №73 от 27.04.2017 

Сюжет

Путешествия
Тематическая полоса «Областной газеты» посвящена путешествиям и путешественникам.

Областная газета Свердловской области