Продажа под запретом

Особо охраняемые в России птицы — беркут и сокол-балабан — содержатся в Центре «Холзан» под Сысертью. Фото: Алексей Бахтерев

Особо охраняемые в России птицы — беркут и сокол-балабан — содержатся в Центре «Холзан» под Сысертью. Фото: Алексей Бахтерев

На днях Президент Владимир Путинпоручил прокурорам проконтроливать законность обращения с животными, занесёнными в Красную книгу. О том, с какими проблемами сталкиваются защитники редких видов животных, «ОГ» узнала в департаменте Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу.

— Животные, занесённые в Красные книги, на законных основаниях содержатся в Свердловской области в зоопарке Екатеринбурга и в Центре реабилитации хищных птиц «Холзан» под Сысертью. Условия содержания в них соответствуют всем стандартам, — поясняет Антон Слепак, начальник отдела контроля исполнения переданных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, надзора в сфере ООПТ и охоты департамента Росприроднадзора по УрФО.

— В последние годы появились частные зоопарки. Как в них содержатся редкие животные?

— Частные зоопарки не имеют права держать в клетках животных, занесённых в Красную книгу, — это запрещено законом и карается как уголовное деяние. Случаи, когда владельцы подобных зооуголков нарушают закон, случаются, но они крайне редки. Несколько лет назад был громкий случай, когда на промышленной базе на окраине Екатеринбурга в клетке обнаружили амурского тигра. Женщина, его хозяйка, поясняла, что выкупила его малышом у передвижного украинского цирка, когда тигрёнок был болен рахитом и имел многочисленные переломы… Жительница Екатеринбурга его спасла, но должна была получить разрешение на содержание редкого животного в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

— Сигналы вы получаете от неравнодушных граждан?

— Да. Недавно получили информацию: в одном из зоомагазинов продаётся крестогрудая черепаха — вид, занесённый в Международную Красную книгу. И дело не в том, что её там могли содержать в плохих условиях: закон запрещает продавать редкие виды фауны. Однако граждане часто ошибаются. Например, чтобы разбираться в отличительных особенностях черепах, надо иметь специальные познания. Проводим проверку, и оказывается, что в продаже был некраснокнижный вид.

— В природе тоже не так просто распознать редкий вид среди распространённых?

— Недавно общался с орнитологом из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук Рябицевым по поводу охраны черноухого коршуна. Он считает, что определить, насколько часто встречается именно этот подвид коршуна у нас, трудно. Но уверен — бережного отношения требует весь вид чёрного коршуна — при том, что он не занесён в Красную книгу.

Фото: Алексей Бахтерев

— Граждане внимательны к окружающей среде?

— Только за первый квартал этого года мы получили 92 обращения. Так, недавно житель Каменска-Уральского заметил гибель остромордых лягушек и обратился с заявлением в природоохранную прокуратуру, а она — к нам за помощью. Эти земноводные не являются особо охраняемыми, но на подобный сигнал мы обязаны отреагировать и выяснить причины происшествия.

— В середине прошлого века численность животных в уральских лесах сокращалась, а сейчас ситуация стала лучше?

— Кабаны к нам пришли с севера Казахстана и из Оренбургской области. Их стало больше, но речи о том, что кабанов «много», пока вести нельзя. В прошлом веке у нас исчезли бобры. Стоял вопрос о том, чтобы взять их под охрану, но когда привезли этих животных из Воронежа, они прекрасно обосновались и хорошо расплодились. Кстати, по соседству, в Тюменской области, есть красно-книжная популяция бобров, но сегодня она значительно смешалась с той, что не занесена в Красную книгу. И вот гибридная популяция оказалась сильнее редкой — именно она сейчас естественным путём вытесняет все другие.

В последние десятилетия изменилось влияние человека на окружающую среду. Если в советское время активно окашивались покосы, возделывались поля, то в 90-е годы всё это было брошено, и теперь на месте многих полей растёт молодой сосняк. Стаям перелётных птиц приходится искать другие поляны для отдыха. К нам обратился фермер из Камышлова — он засеял поля дорогой сортовой пшеницей, но их облюбовали стаи серых журавлей. Они прилетают осенью и вытаптывают огромные площади. Как быть? Серые журавли не под особой охраной, но стрелять же в них не будешь… Да ведь могут и стерхи прилететь — а эти журавли в Красной книге. Выход один — убирать пшеницу до конца августа, до остановок перелётных птиц.

Другой пример. В соболино-норичном заказнике, что в Гаринском городском округе, на реке Кандинке, шла разведка нефти. И если бы решено было нефть на этой территории добывать, то соболиный заказник был бы перенесён — соболь бы от этого не пострадал. Всегда есть способ сохранить редкие популяции животных, нужен лишь здравый смысл, контроль государства и добросовестность природопользователей.

  • Опубликовано в №83 от 13.05.2017 
Областная газета Свердловской области