Недобросовестные УК должны платить жильцам за моральный вред

Если из крана течёт чуть тёплая вода, в то время как она должна быть горячей, можно требовать от УК не только перерасчёта оплаты, но и возмещения морального ущерба. Фото: Алексей Кунилов

Если из крана течёт чуть тёплая вода, в то время как она должна быть горячей, можно требовать от УК не только перерасчёта оплаты, но и возмещения морального ущерба. Фото: Алексей Кунилов

Пленум Верховного суда РФ 27 июня подтвердил право граждан требовать в суде возмещения морального вреда в случае, если им предоставляют некачественные жилищно-коммунальные услуги.

На практике, если услуги ЖКХ предоставляются с перерывами или не отвечают нормативам, допустим, скачет напряжение в электросети или из крана течёт чуть тёплая вода, в то время как она должна быть горячей, недовольные граждане предъявляют претензии управляющим организациям. А те производят перерасчёт оплаты. Пленум Верховного суда разъяснил, что жилищно-коммунальные услуги для жильцов многоквартирных домов подпадают под закон «О защите прав потребителей», соответственно, при нарушении правил их предоставления потребитель вправе потребовать от поставщика возмещения убытков, уплаты неустойки и денежной компенсации морального вреда. Об этом сообщает ТАСС.

В качестве доказательства своей правоты жильцы могут использовать аудио- и видеосъемки, показания свидетелей, а также заключения экспертов. На заседании пленума Верховного суда (ВС) проект постановления, касающегося споров по оплате услуг ЖКХ, представил судья Игорь Юрьев. Фрагмент записи его выступления опубликован на странице ВС в Facebook. Игорь Юрьев отметил, что исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества или с перерывом только в том случае, если сумеет доказать, что ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О защите прав потребителей».

Изменится ли в связи с этим ситуация в сфере ЖКХ в лучшую сторону? У представителей общественных организаций, которые борются за права потребителей коммунальных услуг, мнения расходятся.

— Если поставщики ресурсов и управляющие компании будут вынуждены компенсировать моральный ущерб, причинённый потребителям, надо полагать, они будут более ответственно относиться к своим обязанностям. Практика показывает, что иным способом найти на них управу сложно. Люди жалуются в комитеты по ЖКХ местных администраций, но там отвечают, что не имеют права вмешиваться в деятельность частных компаний. Жилищная инспекция, насколько я знаю, проводит в основном плановые проверки, — сказал «ОГ» член Комитета по защите прав собственников жилых помещений многоквартирных домов Екатеринбурга Валерий Савосин.

По его мнению, обращаться в какие-то высшие инстанции с письмами-жалобами тоже бессмысленно, потому что эти письма, как правило, отфутболивают от одной инстанции к другой.

— Граждане, недовольные качеством услуг, часто судятся с управляющими компаниями, но толку мало. Часто решения принимаются не в их пользу. Вероятно, так будет и при попытках взыскать моральный ущерб, — считает представитель Центра общественного самоуправления микрорайона Компрессорный Борис Строганов. — Я сам недавно участвовал в судебном процессе, было пять заседаний, в итоге мы проиграли дело. Я предложил заявителям сменить управляющую компанию, и они обратились в другую УК с предложением взять их дом под крыло. Но оказалось, что у той и другой компании один учредитель.

Наш собеседник считает, что потребители коммунальных услуг смогут взыскать компенсацию морального вреда только по мелочам, но вряд ли это удастся сделать, когда будут затрагиваться интересы крупных поставщиков.

— К примеру, согласно нормативам, поставщики должны подавать в дома количество тепла в зависимости от наружной температуры, — отмечает Борис Строганов. — Но, как правило, нам дают тепла больше, мы платим за него, сами открываем форточки и ничего не можем с этим поделать. Не знаю, можно ли назвать такую услугу некачественной, но получается так, как если бы в магазине я попросил полкило колбасы, а мне сказали: заплатите за килограмм, мы вам взвесим, а вы потом половину заберёте.

  • Опубликовано в №115 от 29.06.2017 
Областная газета Свердловской области