Список самых необычных дисциплин, которые могут пополнить школьную программу

Сегодня далеко не в каждой школе есть свой земельный участок, где ученики учатся выращивать овощи и зелень. Депутаты Госдумы считают, что обучать возделывать землю надо во всех школах России. Фото: Алексей Кунилов

Сегодня далеко не в каждой школе есть свой земельный участок, где ученики учатся выращивать овощи и зелень. Депутаты Госдумы считают, что обучать возделывать землю надо во всех школах России. Фото: Алексей Кунилов

Школьники второй месяц как на каникулах, но чиновники, депутаты и общественники продолжают придумывать для них новые учебные предметы. Среди последних инициатив — идея Минздрава РФ ввести урок психологии. Сотрудники Минздрава уже составили методические пособия для 5-х и 6-х классов и предлагают начать проводить уроки психологии уже с сентября… «ОГ» составила список дисциплин, которые могут пополнить школьную программу.

Кибербезопасность. Идея учить школьников безопасности в Интернете принадлежит Министерству связи и массовых коммуникаций РФ. Минобрнауки прислушалось к смежному ведомству и даже пообещало разработать специальные учебные программы по новой дисциплине. РИА Новости сообщило, что кибербезопасности начнут учить уже с младших классов — на уроках ОБЖ и информатики. Загоревшись идеей обеспечить детскую кибербезопасность, Минобрнауки пообещало написать регламент, как должны выглядеть детские онлайн-игры.

— Надеюсь, нас не обяжут на уроках играть в эти онлайн-игры, — вздыхает учительница начальных классов школы № 149 Екатеринбурга Элина Стыскина. — Школьники дома-то погружены в компьютер и гаджеты, не хватало ещё, что они на уроках будут играть в Интернете.

Земледелие. Партия «Коммунисты России» предложила ввести новую учебную дисциплину «Земледелие» или начать занятия по этой теме в рамках действующих уроков труда. Есть идея выделить школам целые участки под огороды, где велись бы практические занятия — дети смогли бы сами сажать картошку, зелень, плодовые деревья… Предполагается, что земледелию ученики способны обучаться, начиная с пятого класса.

— В каждом муниципалитете есть своё управление по сельскому хозяйству, отличная идея — открыть при них кружки по земледелию, набрать желающих обучаться этой дисциплине школьников и воспитывать таким образом для страны будущих агрономов, — парирует директор школы №2 Красноуфимска Татьяна Иглина. — У меня как у директора школы нет возможности принять на работу специалиста со стороны для преподавания этого предмета на полтора часа работы в неделю. При этом знания по уходу за растениями школьники сегодня и так получают: на уроках окружающего мира в начальной школе и биологии в средних классах.

Политинформация. Депутат Госдумы Владимир Сысоев от ЛДПР предложил включить в ученическую программу уроки политинформации, где взрослые разъясняли бы детям суть главных событий в России и за её пределами. Видимо, понимая, что дополнительных часов на этот предмет точно никто не выделит, он пояснил, что политинформацию можно включить в программу «Обществознания» и никак не оценивать знания по ней.

Военно-прикладные виды спорта. Министерство обороны РФ высказалось за то, чтобы готовить подростков к армии заранее — с 15 лет. Во всех российских школах, колледжах, кадетских училищах с подачи этого ведомства могут появиться уроки по практической стрельбе, ножевому бою и военно-спортивному многоборью. Эти уроки учащиеся будут посещать добровольно — как вариант физкультуры. Минобороны заявило, что годные по физическим показателям юноши должны проходить полноценную военную подготовку ещё до призыва в армию.

Финансовая грамотность. Первопроходцами введения факультативов по умению обращаться с деньгами в стране стали Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края. Школьники этих регионов изучали предмет в течение всего прошлого учебного года. В дальнейшем уроки финансовой грамотности собираются ввести по всей России — в рамках обществознания, математики, ОБЖ, истории и… географии.

— Тема финансовой грамотности достаточно освещена в рамках предмета «Экономика», — считает директор лицея №130 Екатеринбурга Ирина Артемьева. — Детям даются, в том числе и в игровой форме, основные знания о финансах. Тратить учебные часы на такой предмет дополнительно? Непозволительная роскошь.

Культура здоровья. Президент Международной академии трезвости Александр Маюровпредложил учить детей культуре здоровья и разработал для этого специальное пособие. Депутатам некоторых регионов идея понравилась — в нескольких школах Татарстана, Якутии и Ярославской области по этим пособиям детей уже обучают. В Минобрнауки сочли предмет факультативным курсом. Кстати, во многих школах Свердловской области подобные курсы тоже ведутся.

— Мы совместно с областным медколледжем реализуем проект «Фабрика здоровья», — рассказала «ОГ» Татьяна Иглина. — В свободное от уроков время в рамках внеурочной деятельности к школьникам приходят студенты Красноуфимского филиала колледжа и в занимательной форме учат правильно чистить зубы, рассказывают о здоровой пище, о вреде полуфабрикатов и сладостей. Но назвать это уроком нельзя — никто не ставит отметок и не задаёт домашнего задания.

Плавание. Общественная палата России предложила ввести специальные уроки по плаванию. Поводом стали участившиеся трагедии на воде с участием детей. Общественники предложили учить плаванию на уроках физкультуры в начальной школе, в летних лагерях и даже в садиках.

— О каких уроках плавания может идти речь в глубинке, в деревнях, в тех городках, где нет бассейнов? — удивляется директор школы №9 Тавды Елена Лебедева. — Такой урок у нас превратится в очковтирательство, бессмысленно даже обсуждать эту идею. Если вводить плавание вместо физкультуры, то делать это в тех местах, где доступны занятия в бассейнах круглый год.

Комментарии

Поисковая система услужливо выдаёт варианты новых дисциплин, которые разные российские ведомства в последние 3–4 года наперебой предлагают ввести в школах. Не от всех идей Минобрнауки удаётся отказаться. В некоторых случаях ведомство пытается внедрить новшества, умудряясь протолкнуть учебные курсы в плотное школьное расписание.

Татьяна ИГЛИНА, директор школы №2 Красноуфимска:

— Старшеклассники и так учатся 36 часов в неделю, а ещё у них — домашние задания и учёба в спортивных, художественных и музыкальных школах. Всё вместе набирается до 70 рабочих часов в неделю. Взрослый человек по закону работает 40 часов, а занятость ребёнка готовы растягивать до предела… Санитарные нормы и правила это, кстати, не позволяют.

Ирина АРТЕМЬЕВА, директор лицея №130 Екатеринбурга:

— Почти все предлагаемые новые предметные курсы успешно изучаются на уроках биологии, ОБЖ, литературы, математики, информатики и истории. Авторам нововведений неплохо заглянуть в школьные учебники и удостовериться в этом. Узкие знания по предметам дети получают на кружках и секциях. Но только их туда никто не загоняет по звонку, как этого бы хотели разные депутаты и чиновники.

Андрей МАРТЬЯНОВ, директор лицея СУНЦ УрФУ:

— Меня лично очень тревожит идея уйти от принятого предметного образования в школе, которое проверено человечеством в течение многих веков. Недавно Греф заявил, что ребёнка надо не пичкать знаниями, а учить быть счастливым. Никак не могу с ним согласиться, будто бы знать математику, физику и русский язык сегодня не так важно при наличии гаджетов. Ненужный орган отмирает, и если не учить детей использовать мозг по назначению, то настанет момент, когда гаджеты будет некому производить.

  • Опубликовано в №120 от 6.07.2017 
Областная газета Свердловской области