Уральские учёные разрабатывают трактор-беспилотник

В идеале фермер у себя в кабинете со смартфоном будет отслеживать все работы в поле. Фото: Юлия Филимонова

В идеале фермер у себя в кабинете со смартфоном будет отслеживать все работы в поле. Фото: Юлия Филимонова

Беспилотный трактор прошёл первые испытания на полях Белоярского городского округа. Он ещё не может ни пахать, ни сеять, а лишь нарезает круги по полю, пугая местных жителей безлюдной кабиной. Но совсем скоро, уверены его разработчики, пахарь-дрон превзойдёт в умении работать на земле самых классных трактористов.

Транспортные средства, управляемые искусственным интеллектом, сегодня пытаются создать во многих странах, и Россия не исключение. То, что начали испытывать у нас, — совместная разработка учёных Уральского федерального университета (УрФУ), Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ), российских компаний и предприятий, заинтересованных в этом проекте. В том числе и тех, что выпускают сельхозмашины.

— Тема беспилотников — в числе приоритетных в нашем университете и объединяет под собой различные компетенции вуза, от технических до экономических. Одна из перспективных сфер применения беспилотных технологий в России — сельскохозяйственная техника. Страна обладает огромными массивами сельскохозяйственных земель, которые требуют обработки. Плюс к этому наметился дефицит квалифицированных специалистов, сегодня не так-то просто найти в деревнях хороших трактористов, — говорит заместитель директора центра по работе с предприятиями УрФУ Александр Черепанов.

Кстати, в сельском хозяйстве уже внедряют технологии, частично заменяющие труд механизаторов. Для многих хозяйств привычными стали системы, которые при помощи спутниковой навигации позволяют добиваться точного земледелия. Например, при работе тех же тракторов с сеялками не происходит повторного посева на стыках полос после их прохода. Но в этом случае без тракториста всё равно не обойтись. То, что испытывают уральцы, принципиально другое — искусственный интеллект должен полностью заменить механизатора в кабине трактора или комбайна.

— Пока трактор без человека может только ездить по полю, совершая развороты. Следующий этап — научить его обрабатывать почву, — говорит декан факультета агротехнологий и землеустройства УрГАУ Михаил Карпухин.

Причём обработка должна вестись на уровне, на котором сейчас её проводить невозможно. Машина сама будет принимать решение: например, специальный сенсор во время внесения удобрений при подкормке всходов должен по интенсивности их зелёной окраски определить потребность растений в питательных веществах и тут же выдать необходимую дозу минеральных удобрений. При этом не будет происходить загрязнения почвы излишками химикатов, сэкономятся немалые средства на покупку «минералки». Пока всё это звучит как фантастика, но, считает Александр Черепанов, через 3–5 лет все эти решения обретут форму серийных изделий. Разработчики подобных систем каждый по-своему решают эту проблему, и приоритета пока нет ни у кого.

— Мы пытаемся занять в этой гонке лидерские позиции, и есть некоторое основание полагать, что так оно и может произойти, — говорит Александр Черепанов.

По его словам, самая большая трудность, с которой сталкиваются разработчики, это не перемещение того же трактора в пространстве. В конце концов, поле — не шоссе и не городская улица с интенсивным движением. Труднее научить машину самостоятельно проводить различные сельскохозяйственные операции на поле.

— Но если задача настолько трудна, не лучше ли дождаться, когда за рубежом всё сделают, и потом купить? — спрашиваю собеседников.

— Купить можно всё, были бы деньги. Но мы видим, что наша система на данном этапе ничем не хуже зарубежной, к тому же она и стоить будет дешевле. Да и для экономики страны лучше, если мы сами научимся делать хорошие варианты беспилотной техники, — считает Михаил Карпухин.

  • Опубликовано в №141 от 4.08.2017 под заголовком «Уральские учёные разрабатывают трактор-беспилотник»
Областная газета Свердловской области