Умирающие профессии: турагенты

Организовать самостоятельное путешествие – не проблема.  Но практика показывает, что всё равно остаётся категория людей, которые предпочитают обращаться к турагентам. Фото: Александр Зайцев

Организовать самостоятельное путешествие – не проблема. Но практика показывает, что всё равно остаётся категория людей, которые предпочитают обращаться к турагентам. Фото: Александр Зайцев

В «Атласе новых профессий», составленном Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», в списке специалистов, которые должны исчезнуть как мамонты, оказались турагенты. «ОГ» решила проверить, насколько реален такой прогноз.

По оценке Уральской ассоциации туризма, в Свердловской области порядка пятисот турагентств, в каждом из них работает в среднем по четыре-пять турагентов или менеджеров по туризму. Выходит, в нашем регионе сейчас насчитывается чуть более двух тысяч представителей этой профессии. Однако ещё несколько лет назад посредников между покупателями и поставщиками туристических услуг – туроператорами было гораздо больше. Согласно данным Российского союза туриндустрии, за 2015–2016 годы число тур-агентств, а, соответственно, и их сотрудников, в стране сократилось в среднем на 30 процентов, а в Екатеринбурге – на 25 процентов. Это случилось в связи с закрытием самых популярных направлений, таких как Турция и Египет, банкротством сразу нескольких крупных туристических компаний, снижением числа платёжеспособных клиентов из-за экономического кризиса, а, соответственно, и снижением спроса на отдых за рубежом.

Смотрите ещё материалы из серии «Умирающие профессии»: операторы кол-центрабилетные контролёры.

– Туристический рынок меняется, в связи с этим трансформируются задачи турагента. Но профессия эта, на мой взгляд, никуда не исчезнет. Сама я пришла в туристическую отрасль, потому что мне нравится работать с людьми и потому что представители нашей отрасли помогают людям получать положительные эмоции, – заявила «ОГ» исполнительный директор группы компаний «Виста» Мария Галкина.

По её словам, за последние годы в отрасли произошла своего рода чистка. Остались те, кто имеет богатый опыт и стремится к саморазвитию.

– Безусловно, мнение, что турагенты доживают последние дни, связано с развитием информационных технологий, – рассуждает Мария Галкина. – Сегодня многие, особенно молодёжь, читают в Интернете отзывы об отелях, изучают информацию о курортах, рекомендации бывалых путешественников. Делают выводы, самостоятельно планируют маршруты, заказывают билеты, бронируют отели. Но все поголовно так делать не будут. Это подтверждает практика. Минувшим летом, например, когда упал спрос на зарубежные туры, турагентам пришлось срочно осваивать тонкости продажи туров по внутрироссийским направлениям, спрос на которые, напротив, вырос.

Слова нашей собеседницы подтверждает статистика. Согласно данным Ростуризма, по итогам 2016 года сокращение организованного выездного туризма составило 20 процентов, при этом рынок внутреннего организованного туризма вырос на 18 процентов, а рынок организованного въездного туризма – на 6 процентов.

– Есть люди, для которых прийти в агентство обсудить направления, где можно отдохнуть, отели, пляжи – своего рода ритуал. К тому же некоторые вообще не ориентируются, куда и за какие деньги можно съездить. Им легче обратиться к турагенту, чем разбираться в этом. Та часть аудитории, которой требуется консультация специалиста, будет всегда. К тому же у надёжных менеджеров по туризму всегда есть свои клиенты, которые им доверяют, регулярно к ним обращаются и знают, что менеджер предложит то, что их устроит, по самой выгодной цене, – отмечает наша собеседница.

При этом, по её словам, требования к представителям профессии меняются. Несколько лет назад от них требовались в основном технические познания: нужно было ориентироваться в информации, представленной на определённых сайтах, уметь формировать и бронировать туры. Сейчас турагенту нужно иметь хорошие географические познания, знать традиции разных стран и быть хорошим психологом, чтобы понимать, какому клиенту где может понравиться. На таких специалистов всегда будет спрос, хотя их количество, очевидно, будет сокращаться.

Кстати, исследование Ассоциации британских туристических агентов показало, что в этой стране большинство путешественников совершают бронирование онлайн. Однако с октября 2015-го по октябрь 2016 года число людей, обращающихся в туркомпании, увеличилось на два процента. При этом к агентам чаще обращаются наиболее состоятельные клиенты.

Мнение

Михаил МАЛЬЦЕВ, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма:

– Считаю, говорить, что профессия «турагент» умрёт, преждевременно. Последние годы я вхожу в государственные аттестационные комиссии ряда вузов по направлению «туризм» и вижу, что спрос на выпускников этой специальности не падает. Но требования к ним возрастают. Те, кто внёс эту профессию в список умирающих, видимо, руководствовались тем, что в связи с развитием информационных технологий и ростом компьютерной грамотности люди могут без посредников организовать путешествия. Но это легко делать тем, кто уже поездил по миру и имеет представление об особенностях отдыха в конкретных местах. Остальные могут ошибиться. Самодеятельный туризм похож на самолечение. Представьте, что на основании симптомов человек поищет информацию в Интернете, поставит себе диагноз, почитает на сайтах про лекарства и пойдёт в аптеку.

Действительно, был период, когда количество путешествующих «дикарями» стало резко возрастать. Но в последнее время и у нас, и в других странах тенденция стала меняться. Разочаровавшиеся в такой форме отдыха стали вновь обращаться в туркомпании. Дело в том, что сэкономить при самостоятельной поездке вряд ли удастся. А в случае какого-то сбоя человеку некуда направить претензию, в чужой стране его права абсолютно не защищены. Полагаю, что доля туристов, путешествующих самостоятельно, будет сохраняться на уровне 25 процентов.

В тему

История профессии

Понятие «турист» утвердилось в начале XIX века, когда в толковом словаре, изданном во Франции, появилось разъяснение этого слова – «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время». Изобретателем организованного туризма считается британец Томас Кук. Летом 1841 года он организовал увеселительную поездку для 570 человек по железной дороге. В поезде играл оркестр и предлагались чай с булочками. Затем устроил организованное путешествие в Ливерпуль с проведением там экскурсии и поездки по другим маршрутам, а в 1851 году учредил первое в мире бюро путешествий – «Томас Кук и сын». Этот бренд сохранился по сей день. Свои первые маршруты Кук проезжал заранее и лично договаривался со всеми сторонами, поэтому его смело можно назвать и первым турагентом. Первая школа по подготовке специалистов для туристической отрасли открылась в конце XIX века в Швейцарии.

Зарплата

От 30 до 60 тысяч рублей в месяц — зарплата менеджера по туризму. (По данным сайта profi.travel).

  • Опубликовано в №143 от 08.08.2017 под заголовком: «Самодеятельный туризм похож на самолечение»
Областная газета Свердловской области