Плач Алины: видео 10-летней девочки из Татарстана посмотрели 3,5 миллиона зрителей

За неделю «плача» количество подписчиков блога Алины увеличилось в 30 раз. youtube.com / watch?v=yuVZGh400a0

За неделю «плача» количество подписчиков блога Алины увеличилось в 30 раз. youtube.com / watch?v=yuVZGh400a0

Несколько дней подряд Рунет обсуждает видео плачущей девочки Алины из Татарстана. Школьница из Нижнекамска тихо-мирно вела видеоблог о своей ничем не примечательной жизни до тех пор, пока не расплакалась на всеобщее обозрение. К ней никто не пришёл на «встречу фанатов». Жалобную запись на Ютьюбе со слезами ребёнка за неделю с момента публикации посмотрели 3,5 миллиона пользователей, этот блог мигом собрал 290 тысяч подписчиков. Посыпалась поддержка взрослых. Но никто не задался вопросом, к чему может привести такая зависимость от лайков в Интернете, которая прививается детям с полного одобрения родителей.

Видео как вирус распространилось по сети. Фото Алины использовали для мемов. Появился и специальный хештег #лайкниАлину. Видео со словами поддержки «блогерше» Алине записала знаменитая волейболистка Екатерина Гамова. Она взяла на себя организацию фан-встречи: мол, давай, твои фаны придут вместе с моими, и мы вместе будем раздавать автографы. Певица Анна Седакова тоже сняла видеообращение…

Вчера «ОГ» дозвонилась до руководства гимназии №25 Нижнекамска, где учится Алина. В комментариях отказали, ссылаясь на то, что родители выступают категорически против общения с журналистами: «Так они берегут психику Алины». Мы даже обрадовались: ага, взрослые образумились! Но не тут-то было. Выяснилось, что семья с Алиной отправилась в Москву на телевидение. Выходит, о психике ребёнка никто и не думал заботиться. Просто ток-шоу за участие в съёмках платят — и немалые деньги, но с условием молчания до выхода программы.

К тому же сразу после того, как видео под незамысловатым названием «Некто не пришёл на фан встречу» (орфография оригинальная) набрало первый миллион просмотров, следующее вместе с ребёнком записывала сама мама. Глядя в камеру, женщина откровенно рассказала, что «Алина иногда запирается в комнате и делает видео для блога». Выходит, когда 10-летняя школьница собиралась на встречу с фанатами из числа подписчиков «в парке под мостом», мама и не догадывалась об этом? Недаром в комментариях появлялись записи, что встречу мог назначить и педофил, и бандит. Хотя девочка наивно ждала лишь друзей — именно о том, что «друзья» не пришли, она плакала так горько, что вызвала сочувствие у миллионов зрителей.

Первые детские видеоблоги появились в Рунете примерно 10 лет назад и сегодня стали настолько популярны у школьников, что ведут их очень многие, а смотрят хотя бы иногда все дети, которые пользуются Интернетом. Кандидат педагогических наук, преподаватель Сибирского государственного института физической культуры и спорта (Омск) Мария Елкина прошлой зимой даже провела исследование детских видеоблогов — проанализировав самые популярные из них, она делает вывод, что все они развлекательные, но со скрытой рекламой. Родители зарабатывают на продвижении детских товаров и игрушек через видеоблог своего ребёнка.

— На первом месте по популярности — блоги про… распаковку игрушек, — рассказывает Елкина. — MissKaty, MisterMax, Kids Diana — у них от 3,5 до 1,3 миллиона подписчиков. Почему-то такие записи интересны почти всем: очевидно, зрителей завораживают эмоции детей. На втором месте — детские игры, развлечения. Kids Roma, Like Nastya, Anna Kids — от 734 тысяч до 1,2 миллиона подписчиков. На третьем — блоги о детях в путешествиях. Интересно, что самые непопулярные — блоги о развивающих занятиях.

Педагог и психолог Владимир Жебит, автор книги «Нелинейная коммуникация», уверен, что ребёнку не стоит не только вести свой блог, но даже и смотреть чужие видео:

— Просмотр таких каналов отвлекает ребёнка от обычных и полезных форм проведения времени — от активных игр и прогулок. Школьник перестаёт зависеть от домашнего воспитания и начинает испытывать влияние чужих людей.

Комментарии

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, завуч начальных классов школы № 69 города Екатеринбурга, доверенное лицо Президента России:

— Для детей такого возраста, как Алина, важно личное реальное общение, будь то игра, дружеская беседа или жгучий спор о чём-либо. Ребёнок при этом решает свои внутренние проблемы: становится увереннее в себе, способнее, сильнее. Не случайно мы советуем родителям не писать детям СМС, а звонить. Ситуация «посмотрите на меня» не способна решить внутренних проблем юного блогера. Если не сформирована личная самооценка, может возникнуть некая зависимость от лайков в Интернете. Важно, чтобы ребёнок понимал, что окружающие могут оценивать его по-разному, и в этом нет никакой беды — как и в том, что в какой-то момент у него что-то не получилось, иначе в будущем любая отрицательная оценка может обернуться не просто слезами, а внутренней трагедией. Обстоятельства, когда девочка одна в каком-то парке хотела встретиться с подписчиками своего блога, просто опасна, ведь среди подписчиков могли оказаться преступники. Но девочка в этом не виновата. Дефицит общения дома провоцирует поиск приключений. И когда ребёнок находит эти приключения, он не способен адекватно оценить траекторию дальнейшего развития событий.

Владимир ВОЛКОМОРОВ, доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета:

— Замечательно, когда дети ведут блоги. Для них это не только средство самовыражения, но и средство общения. Блоги и стали популярны потому, что там можно не только показать себя, но и обсудить какие-то актуальные темы со своими подписчиками в режиме реального времени. Особенно важно это для школьников из небольших городов и населённых пунктов, где возможности проявить себя ограничены. Безусловно, блогеры, как правило, попадают в психологическую зависимость от лайков и огорчаются, когда подписчики не оправдывают их ожиданий, но дети, которые занимаются в творческих студиях, допустим, в актёрском кружке, тоже находятся в подобной зависимости. Другое дело, что тут должны соблюдаться меры безопасности. Родителям надо объяснить детям-блогерам, что они не должны рассказывать, сколько зарабатывают мама с папой и когда их не бывает дома и раскрывать другую информацию личного характера. То есть родители должны контролировать и направлять ребёнка, как и в любой другой деятельности.

Елена ЛЕВИНСКАЯ, студентка магистратуры Уральского государственного педагогического университета:

— На мой взгляд, Ютьюб — очень хороший ресурс, и ограничивать доступ детей к нему нельзя. Там много полезной информации, которая может пригодиться для учёбы и саморазвития, к тому же контент там регламентирован. Что касается видеоблогов, это новый современный способ самовыражения. Взрослые же ведут видеоблоги, а дети, как правило, повторяют за взрослыми. Допустим, ребёнок хорошо поёт или рисует, об этом знают только самые близкие люди, а через блог он может раскрыть свои таланты перед широкой аудиторией. Я не думаю, что в свои десять лет Алина думала о популярности. Скорее всего, у неё есть проблемы в реальном общении, поэтому тот факт, что виртуальные друзья не пришли на встречу, она восприняла как предательство. Этим и вызваны слёзы. Безусловно, это травма для неподготовленной детской психики, и тут целиком и полностью — вина родителей, которые должны контролировать, что делают дети в Интернете.

  • Опубликовано в №210 от 11.11.2017 под заголовком «Плач Алины»
Областная газета Свердловской области