Путешествия в темноте

Екатеринбуржец Владимир Васкевич стал героем нового шоу «Первого канала» «Я могу» — он по памяти смог построить маршруты практически из любой точки нашей страны. Фото из личного архива Владимира Васкевича

Екатеринбуржец Владимир Васкевич стал героем нового шоу «Первого канала» «Я могу» — он по памяти смог построить маршруты практически из любой точки нашей страны. Фото из личного архива Владимира Васкевича

В новом еженедельном шоу Первого канала «Я могу!», где участвуют обладатели незаурядной памяти, скорости мышления, выносливости, свои способности показал и екатеринбуржец Владимир Васкевич. Владимир уже давно увлекается путешествиями, автостопом объездил более двадцати стран и почти всю Россию, водит экскурсии на профессиональном уровне; при этом в детстве Владимир полностью лишился зрения. На шоу он поразил зрителей тем, что по памяти смог построить маршруты практически из любой точки нашей страны. Мы встретились с Владимиром, чтобы понять, как ему удаётся делать то, что не могут себе позволить многие зрячие.

Мы встретились с Владимиром в медицинском колледже, где он проходит индивидуальное обучение. Побеседовав немного, решили, что интереснее будет, если разговор дальше пойдёт на прогулке, ведь Владимир уже пять лет водит экскурсии по Екатеринбургу и области. Те, кто впервые слышит о его проекте «Путешествия в темноте», не верят, что такое возможно — что незрячий способен провести экскурсию не хуже обычного гида. Честно говоря, я тоже была настроена скептически. Вот мы выходим на улицу, я взяла Владимира под руку и… поняла, что так надёжно не всегда чувствую себя даже со зрячими людьми. Он чётко знает, куда идти, где какая улица находится, где расположены переходы. Лишь в одном месте он засомневался: «Мне немного непривычно — извиняется Владимир — тут появился новый перекрёсток с Татищева, изменилась дорога — всё никак не могу привыкнуть». А я всё не могла привыкнуть, что он лучше меня разбирается в этом городе…

Слепой путешественник Владимир Васкевич на шоу «Я могу!».

Владимир выдержал испытание на шоу «Я могу!». Впереди  у него — выход книги и путешествие на Дальний Восток. Кадр из телешоу "Я могу!. "Первый канал"

— Владимир, когда началось ваше увлечение путешествиями?

— С детства, во всём виноваты книги. С пяти лет я лежал в больницах, необходимо было чем-то заниматься — родители очень много мне читали. Сначала это были стандартные Стивенсон и Дефо. Они завлекли меня, я стал подробнее изучать морскую тематику, а потом и в принципе путешествия. Уже в школе стал слушать аудиокниги, научился читать по Брайлю. Потом родители стали возить меня на юг, и в 14 лет я осуществил свою мечту — попросил маму, чтобы мы съездили на Карибы — потому что многие книжки как раз связаны с Карибскими островами. А уж после этого я начал путешествовать самостоятельно. В 17 лет я поехал на Байкал на яхте. Местные ребята свели меня с ещё одним незрячим путешественником - Олегом Колпащиковым. Он изучал морскую тематику и то, насколько незрячий может чувствовать себя конкурентоспособным. Оказалось, мы можем и парусами управлять, и на яхте стоять, и готовить, и палубу драить… Это было моё первое настоящее путешествие, уже не под родительской опекой. Потом я понял, что яхтинг — это тоже была всё-таки детская мечта. Она прошла, и мне захотелось изучать страны, культуры, людей.

Слепой путешественник Владимир Васкевич

Владимир Васкевич проводит экскурсию "Путешествие в темноте" по Екатеринбургу. Фото из личного архива Владимира Васкевича

— Всем интересно, как вы познаёте этот мир, особенно в путешествиях?

— По понятным причинам мне не интересна архитектура, я узнаю какое-либо место через эмоции людей, которых встречаю. Для этого я выбрал самый подходящий способ — автостоп. В этом случае ты постоянно общаешься с местными людьми. Как правило, они очень доброжелательно настроены — это во-первых, а во-вторых, они с удовольствием рассказывают о своём крае, что мне в общем-то и нужно. И зачастую это, поверьте, гораздо лучше, чем экскурсовод за 100 евро. Однажды мы даже немного нарушили закон — я ехал вместе с водителем фуры, он следовал на военные учения на машине, перевозящей инженерную технику. Останавливаться было нельзя, но специально для меня он сделал исключение, чтобы я мог сфотографировать Волгу.

— Тем более удивительно, что вы ведёте съёмку, и я знаю, пишете блоги.

— Да, стараюсь записать эмоции. Веду блоги «ВКонтакте», сейчас начал осваивать «Инстаграм» — для меня это не так просто, но мне помогает моя жена, мой вечный вдохновитель. Мне вообще очень повезло, особенно на наставников — сначала в меня вкладывали родители, потом я встретил Олега, сейчас на профессиональной стезе познакомился со Светой Гилязовой — она бизнес-тренер… По моему опыту, в регионах (хотя в каждых регионах статистика немного разнится) только процентов 20, максимум 30 незрячих — это те, кто не боится выйти на улицу, отойти от привычного маршрута магазин-дом-работа. А так, чтоб путешествовать в одиночку, ходить в театры, общаться не только со своими друзьями, которые тоже не видят, — таких очень немного. Из Советского Союза пошёл стереотип, что для создания якобы благоприятной среды всех слепых нужно отправить в какую-то резервацию — куда-нибудь ближе к лесу, чтобы воздухом дышали, главное — чтоб не видно было. В России от этого уже более-менее ушли, но в большинстве стран СНГ это ещё осталось.

Слепой путешественник Владимир Васкевич на яхте

Яхтинг - был детской мечтой Владимира, морское дело он освоил с лихвой. Фото из личного архива Владимира Васкевича

— Когда только начинали путешествовать в одиночку, какие страхи пришлось перебарывать?

— Страхи возникают регулярно. Но есть разница между страхом и паникой. Страх — чувство, которое тебя оберегает, а паника — чувство, которое ты не можешь контролировать. В этом вся разница. Бояться можно, паниковать нельзя. Особенно поначалу были страхи, что потеряшься, что ограбят, убьют. Но и их нужно преодолевать.

— Даже зрячие путешественники часто попадают в экстремальные ситуации, как потом рассказывают, во многие истории даже трудно поверить.

— Экстремальных ситуаций хватает. Одна из таких на грани паники была, когда мы сплавлялись по Тайге. Мы плыли 600 км по Оби, в один день очень утомились, и я сказал напарнику — давай вёсла положим, отдохнём, всё равно плывём по течению. И не заметили, как уснули — спали минут 10–15 всего, но врезались в плавун — плавающее дерево, которое сломало при урагане. Когда проснулся — мы были уже наполовину в воде, из лодки вылететь не успел — спасла реакция. Лодка была грузовая, вещи все съехали на бок, не перевернулись только потому, что руками крепко держались за дерево — я его обнял, как любимую девушку, очень крепко, чтоб не упасть в воду, но мы набрали сразу пол-лодки воды. Где-то минут 15 боролись, пытались отплыть от дерева, но это самое трудное, потому что вода идёт под него, и тебя снова и снова прибивает к дереву. Каждый раз лодка могла просто треснуть. Но благодаря командным слаженным действиям панику быстренько подавили. Договорились, что со всех сил толкаемся, и раза с пятого получилось, а воду потом вычерпывали кружкой. Нормально.

Слепой путешественник Владимир Васкевич

Владимир Васкевич автостопом доехал до Крыма. Фото из личного архива Владимира Васкевича

— Ну теперь понимаю, что нет ничего удивительного в том, что вы попали в программу «Я могу!». Чья была инициатива заявиться на конкурс?

— Давно в одной из местных газет выходил материал про меня — я ещё учился в школе и занял призовое место на олимпиаде по географии. Это прочитали на Первом канале, позвонили мне — пригласили поучаствовать. Я отправил видео с номером, и хотя он не прошёл кастинг, мне сказали, что всё равно хотели бы меня там видеть. Тогда я предложил задание, где бы прокладывал маршрут из точки А в точку Б, им понравилось. Потом я прямым текстом спросил, насколько они будут меня валить, мне сказали, что это шоу, поэтому ждать, что мне будут подыгрывать (хотя многие уверены, что там всё куплено), не стоит. Мне сказали, что это будет настоящая игра, но маршруты предложат адекватные. Так и оказалось. Два я угадал сразу. На сайте шоу написано, что зрителя сначала надо заинтересовать, а для этого у него должна быть возможность проявить интеллектуальную деятельность. Поэтому я угадал два несложных маршрут — от Москвы до Питера и от Екатеринбурга до Москвы. Потом было ещё семь направлений, в эфир вошли только два - Севастополь — Иркутск — для меня оказалось несложно, я полностью проехал по нему автостопом. Сложнее был маршрут Сочи — Казань, но всё равно я справился. Память — один из моих основных инструментов. Я когда путешествую, должен чётко представлять себе карту, знать всё вплоть до поворотов на трассе, заправок и так далее. По России сейчас у меня географический охват — от Иркутска до Севастополя и от юга до Архангельска. Дальше Иркутска на восток не ездил — планирую сделать это как раз в следующем году.

— Очень интересно, что вы делаете как экскурсовод. Хотя сначала ваш проект «Путешествия в темноте», конечно, вызывает большое удивление.

— Этот проект — следствие моих путешествий, я стараюсь передать людям эмоции, которые были у меня. Также я пытаюсь научить их не бояться трудностей, даже в нестандартной ситуации быстро думать, ну и познать новый мир — погружаясь в темноту, ты испытываешь совсем другие чувства: активизируется слух, запах. Это в первую очередь ломка своих психологических барьеров. Идея путешествий не нова, но практиковать её мы с Олегом Колпащиковым стали одними из первых. Сейчас на постоянной коммерческой основе в России такие экскурсии водят только два человека — я и ещё один парень из Питера. Также в Москве, Питере и Новосибирске есть проект «Пространство в темноте», но там экскурсии по дому — а это не так интересно. Моя задача ведь показать не только темноту, но и коммуникацию с миром. Люди узнают, что мир к ним тянется, что есть люди, которые искренне хотят помочь. Люди живут под громадой стереотипов — думают, что все злые, никто помогать не хочет, каждый сам за себя, все спешат на работу — всем не до тебя. Такие экскурсии помогают увидеть, насколько на самом деле мир прекрасен.

— Как популярны такие экскурсии у свердловчан?

— Я вожу уже пять лет, считать начал где-то два года назад, поэтому насчитал где-то в районе 1000 прогулок. В месяц в среднем от 3 до 20 экскурсий. Сейчас стремлюсь, чтобы это было не только моим увлечением, но и заработком, поэтому стараюсь уделять этому как можно больше времени. Многие боятся, а из тех, кто не боится, не все готовы задать вопросы самому себе, ведь темнота и путешествия в темноте — это в первую очередь диалог с собой, откровенный диалог.

Слепой путешественник Владимир Васкевич ведет экскурсию по музею военной техники

Владимир также проводит экскурсии для иностранцев. Верхняя Пышма, Музей военной техники. Фото из личного архива Владимира Васкевича

— Знаю, что теперь вы водите экскурсии не только по Екатеринбургу, но и по области — так называемые «Пикники в темноте». А есть ли любимое место на Урале?

— Я ещё очень немного ездил по Уралу, потому что привык придумывать масштабные туры, а на маленькие времени не хватает. К великому стыду я ещё не был в «Оленьих ручьях». Но из того, что видел — всем советую карьер Лазурный под Тагилом — там я дайвингом занимаюсь. Шикарное место — Жигаланские водопады рядом с Североуральском. Если у кого-то получится туда добраться, точно не пожалеет. А добраться сложновато — на высокой машине — 70 км со скоростью примерно 5–10 км в час. С учётом того, что сначала ещё нужно добраться до самого Североуральска. Там потрясающе чистая вода — через километр начинается ледник, горы… А если говорить о других странах, то меня очень впечатлили Армения и Германия.

— Контрастный выбор… Армения — это восточное гостеприимство, открытая душа, а немцы — всё-таки чопорные, педантичные…

— Но я сам такой человек — на работе стараюсь быть как немец, а дома — как кавказец.

  • Опубликовано в №211 от 14.11.2017
Областная газета Свердловской области