5 крупнейших авиакатастроф над территорией Среднего Урала

50 лет назад – 16 ноября 1967 года – при взлёте из аэропорта Кольцово разбился самолёт Ил-18. Погибли 107 человек...

На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в СССР. Но что ещё ужаснее – она словно открыла в небе над Средним Уралом какую-то чёрную дыру: за последующие 11 лет в области разбились ещё 4 пассажирских самолёта, которые унесли с собой 175 жизней...

Выводы из того кошмара были сделаны, судя по всему, верные: за последние 39 лет трагедий с авиалайнерами в области случилось меньше, чем в 1967-1978 годах, – всего три. Причём одно ЧП произошло во время несанкционированного полёта, когда в Серове компания из 12 человек после застолья уговорила пилота Ан-2 «покататься»... Если вывести этот случай за скобки, то серьёзных происшествий с пассажирскими самолётами в Свердловской области нет уже 27 лет...

1. Катастрофа Ту-104Б —108 жертв

Когда и где. 30 сентября 1973 года в 10 км от аэропорта Кольцово, в окрестностях посёлка Рудный, разбился Ту-104 Хабаровского авиаотряда, следовавший рейсом Свердловск – Владивосток.

Детали. Взлёт был произведён в 20:34 по местному времени. Опасных метеоявлений замечено не было, однако небо было затянуто слоисто-дождевыми облаками.

Согласно указаниям диспетчера, экипаж должен был с левым разворотом набрать высоту 1 500 метров, после чего выправить курс на Тахталым. На высоте 350 метров пилоты ввели самолёт в левый разворот, но, когда борт должен был выйти из него, этого не произошло. Заметив ошибку, диспетчер пошутил по рации: «Вы на Артёмовский пошли, да?». На этот вопрос экипаж не ответил и больше на связь не выходил.

Самолёт был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в лесу в десяти километрах юго-западнее аэропорта. По показаниям очевидцев, он сближался с землёй с большими креном, углом снижения и скоростью (как потом установили – 800 км/час). При столкновении с землёй произошёл взрыв.

Число жертв. Погибло 100 пассажиров (восемь из которых – дети) и 8 членов экипажа.

Причины. Комиссия, расследовавшая происшествие, сделала выводы, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа. Взлёт производился в условиях темноты и плотной облачности, поэтому пилоты должны были определять положение самолёта в пространстве по приборам, но по неизвестным причинам в момент взлёта и первые минуты набора высоты не все приборы работали. Наиболее вероятно: сами пилоты их не включили или включили слишком поздно. Во время падения экипаж предпринимал энергичные действия по предотвращению снижения самолёта, но избежать катастрофы не удалось.

2. Катастрофа Ил-18 — 107 жертв

Когда и где. 16 ноября 1967 года при взлёте из Кольцово разбился Ил-18 1-го Свердловского авиаотряда, следовавший рейсом Свердловск – Ташкент.

Детали. На высоте 140-150 метров самолёт резко развернуло, он начал падать и на скорости 440 км/час врезался в землю в пяти километрах трёхстах метрах от места старта.

Число жертв. Погибли 99 пассажиров (в том числе 12 детей) и 8 членов экипажа.

Причины. Точную причину катастрофы установить не удалось из-за полного разрушения всех узлов и агрегатов самолёта.

Обломки были разбросаны полосой на протяжении 320 метров

3. Катастрофа Як-40 – 38 жертв

Когда и где. 7 октября 1978 года при взлёте из аэропорта Кольцово разбился Як-40, летевший по маршруту Свердловск – Кустанай – Джамбул.

Детали. На момент взлёта воздушного судна небо над аэропортом было затянуто тучами и шёл небольшой дождь. Во время разгона по взлётно-посадочной полосе у самолёта отказал левый двигатель. Экипаж связался с диспетчером и сообщил о неисправности, на что получил указание выполнить левый разворот для совершения посадки. Начав выполнять этот манёвр, самолёт на полной скорости врезался в склон холма. От ударов (сначала о деревья, а потом о землю) Як-40 разрушился, взорвался и сгорел в семи километрах от аэропорта.

Число жертв. Погибли 34 пассажира (в том числе 4 ребёнка) и 4 члена экипажа.

Причины. В ходе расследования причин катастрофы было установлено, что экипаж не включил противообледенительную систему перед взлётом, хотя были условия возможного обледенения двигателей. Это и привело к отказу одного из них. Имела место и ошибка диспетчера, который дал команду выполнять первый разворот на высоте 100 метров, тогда как, согласно правилам, безопасная высота первого разворота при взлёте таким курсом, которым шёл Як-40, – это 350 метров. Кроме того, диспетчер не предупредил экипаж о возможном столкновении с препятствиями.

3 первые катастрофы входят в ТОП-100 крупнейших авиакатастроф СССР (14-е, 15-е и 78-81-е места

4. Столкновение двух Ан-2 – 29 жертв

Когда и где. 7 мая 1977 года в небе над Тавдой столкнулись два самолёта Ан-2.

Детали. В 13:33 из тюменского аэропорта Плеханово вылетел Ан-2, который выполнял дополнительный рейс 397 в Тавду. При этом в Тавду не поступило никаких данных о полёте.

В 13:53 из Тавды после совершения там промежуточной посадки вылетел Ан-2, следовавший по маршруту Свердловск – Тюмень. Диспетчер дал разрешение экипажу этого борта на выход из зоны аэропорта, после чего, не зная о встречном самолёте, на 20 минут ушёл со своего рабочего места.

Летя навстречу друг другу в сложных метеоусловиях, лётчики не увидели один другого, и в районе деревни Новосёловка самолёты врезались друг в друга левыми полукоробками, после чего упали на поле и разрушились.

Число жертв. Погибли 4 члена экипажей (по два в каждой машине) и 25 пассажиров (13+12).

Причины. Согласно выводам комиссии, к катастрофе привели неудовлетворительное обеспечение полётов на местных воздушных линиях в Тюменском и Уральском управлениях гражданской авиации и отсутствие авиадиспетчера аэропорта Тавда на рабочем месте, а также внезапное попадание экипажей в сложные метеоусловия, затруднявшие выполнение визуальных полётов.

5. Катастрофа Ту-134А – 27 жертв

Когда и где. 13 января 1990 года в районе Первоуральска в самолете Ту-134А, летевшем из Тюмени в Волгоград, возник пожар в багажном отсеке.

Детали. Лётчики сумели увести машину за пределы жилых домов, а оказавшись за чертой города, решили совершить аварийную посадку на совхозное поле, покрытое глубоким снегом.

Коснувшись земли и промчавшись по ней 148 метров, самолёт подскочил вверх и пролетел 104 метра, после чего опять коснулся земли, проехал 44 метра и вновь поднялся вверх. Пролетев ещё 180 метров, авиалайнер в третий – и последний – раз коснулся земли и через несколько секунд врезался крылом в стационарную систему орошения. От удара самолёт перевернулся, и на «спине» его протащило ещё несколько десятков метров – прямо на деревья лесополосы...

Число жертв. На месте катастрофы погибли 2 члена экипажа и 22 пассажира. Позже в больницах Первоуральска от ран скончались ещё 2 члена экипажа и 1 пассажир.

Выжили 42 пассажира и 2 члена экипажа (это единственная в пятёрке катастрофа, где есть спасшиеся).

Причины. Согласно проведённым исследованиям было определено, что пожар возник из-за короткого замыкания электрических проводов, вызванного нарушением изоляции.

Каменный памятник на месте трагедии – второй по счёту. Первый – из нержавейки – был украден вскоре после установки: видимо, его сдали в пункт приёма металлолома

Все пять крупнейших свердловских авиакатастроф произошли в СССР. Самая страшная трагедия постсоветского времени случилась 9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле. Тогда во время демонстрационного полёта самолёт Як-52 рухнул на Театральную площадь. Погибли пилот и 18 зрителей

Мистика

В дате четырёх крупнейших авиакатастроф есть цифра «7». А в пятой катастрофе цифра «7» присутствует в числе жертв

Источник: AIRDISASTER.RU

  • Опубликовано в №213 от 16.11.2017
Областная газета Свердловской области