Магистральный подход

  Николай Поликарпов
Фото: STROI.MOS.RU

Фото: STROI.MOS.RU

На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио Город FM 107,6 отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Читайте текстовую версию программы на страницах «ОГ».

Курс на скорость и комфорт

На прошлой неделе в Екатеринбурге прошла выставка-форум TransUral, в работе которой приняли участие руководители ОАО «РЖД» и Свердловской магистрали. Мероприятие ежегодно собирает представителей бизнеса, власти и отраслевых объединений для обсуждения транспортно-логистических технологий и перспектив.

Дискуссия, которую организовали в формате «Межрегиональный день пассажира», была посвящена приоритетам развития железнодорожных перевозок. Заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Максим Шнейдер рассказал, что компания намерена провоцировать спрос на перевозки, привлекая клиентов сервисом и новыми возможностями. Это поможет повысить мобильность населения и сформировать индуцированный (то есть спровоцированный предложением) спрос.

Тенденция в пассажирских перевозках дальнего следования – быстрые короткие дневные поездки. По сути, идёт ускорение жизни, а следом возрастает потребность быстро перемещаться. Если раньше сама поездка была чем-то «вырванным из контекста», то сегодня у пассажира есть потребность в это время заниматься делами, быть на связи, работать.

Железнодорожники озвучили приоритеты, которыми руководствуются в борьбе за клиента. Многое делается для расширения комплекса услуг, внедрения новых сервисов. Вокзалы становятся элементами городской жизни, центрами притяжения, в том числе за счёт сервисов, не связанных непосредственно с пассажирскими перевозками. Например, развиваются зоны ритейла, устанавливаются почтоматы, чтобы люди в удобное время могли забирать свои посылки. Там же можно оформить проездной документ на автобус и мультимодальную поездку. Формируется доступная среда для маломобильных граждан. Но главное – это повышение скоростей и увеличение маршрутов с использованием современного подвижного состава, в том числе «Ласточек» и двухэтажных поездов.

Примером формирования индуцированного спроса Максим Шнейдер назвал  участки  от Москвы до Санкт-Петербурга, Воронежа, Тулы и Смоленска, где железнодорожники при сокращении времени в пути и назначении на маршрутах комфортабельного подвижного состава получили рост пассажиропотока, который, в свою очередь, вызвал также рост перевозок в авиации и в автобусном сообщении. У людей появилась потребность больше ездить, перевозчики расширили бизнес, а конкуренция помогает сдерживать цены.

М. Шнейдер: После запуска «Сапсанов» пассажиропоток на этом направлении вырос на железной дороге более чем на 2 млн человек, в авиации – на 1,8 млн. Это индуцированный спрос: не когда мы у кого-то отбираем, а когда мы всем даём возможность чаще, быстрее, удобнее путешествовать, и люди в свой ритм жизни включают такие направления.

Развитие мультимодальных маршрутов и городских агломераций, вовлечение железнодорожного транспорта в перевозки внутри города дают импульс для развития территорий. Самый крупный проект – МЦК, который, по сути, является городской электричкой – позволил столичному региону получить значимый кумулятивный эффект. По словам Максима Шнейдера, в таких проектах главное – заручиться поддержкой властей.

М. Шнейдер: У нас более чем в 10 городах работает проект «городская электричка». Это вовлечение железнодорожного транспорта в перевозку внутри города. И здесь необходимо прежде всего сделать инфраструктуру удобной для пассажира. Применить так называемый принцип «сухие ноги», когда можно перейти с электрички, например, на автобус. Или существенно сократить время в пути, чтобы пассажир мог на электричке добраться до места за 15-20 минут, а не ехать по пробкам 40 минут. В проекте МЦК сборы от продажи билетов не покрывают затрат. Но его запуск позволил дать новую жизнь территориям, вдоль которых это Московское кольцо проходит. Промышленные территории теперь становятся жилыми, неиспользуемые земли – используемыми. Повышается их стоимость, повышается сбор налогов. В целом проект МЦК прибыльный для всех участников.

Заместитель начальника СвЖД Алексей Гребёнкин обратился к участникам форума с предложением поддержать проект организации на Урале ускоренных межрегиональных перевозок с использованием поездов «Ласточка» в комплектации «Премиум». Комфортные железнодорожные маршруты должны объединить столицы 5 областей. Если удастся получить поддержку государства и «Ласточки» полетят из Екатеринбурга в Тюмень, Пермь, Курган и Челябинск, индуцированный спрос и кумулятивный эффект мы увидим уже совсем скоро.

… и о плацкарте

РЖД открыли продажу  билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования, отправляющихся с 1 января 2018 года. Пассажиры могут оформить их в железнодорожных кассах, на сайте pass.rzd.ru и в приложении «РЖД Пассажирам». Глубина продаж сохраняется в 60 суток. В РЖД рассказали, что никакого ажиотажа нет, а спрос на перевозки в новогодние каникулы в плацкарте будет удовлетворён в полном объёме.

Напомним, оформление соответствующих проездных документов было временно приостановлено из-за отсутствия решения ФАС об уровне тарифов на пассажирские перевозки на следующий год. С 3 ноября в продаже сохранились только билеты в купе и на скоростные поезда (т.е. в сегменте, который не регулируется государством). Данное решение не противоречит законодательству, так как в соответствии с приказом Минтранса продажи должны открываться за 45 суток до отправления поезда. Холдинг РЖД продаёт билеты за 60 суток по собственной инициативе, чтобы более полно соответствовать запросам клиентов.

С 17 ноября, как только решение регулятора по тарифам было получено АО «Федеральная пассажирская компания», оформление билетов в регулируемом государством сегменте (плацкарт, общие) возобновили.

Каждую среду в 18.15 и в пятницу в 9.45 слушайте на радио Город FM 107,6 программу о железнодорожном транспорте «Магистральный подход»

  • Опубликовано в №217 от 22.11.2017 
Областная газета Свердловской области