К чему приведёт возобновлённое дело о царских останках

Июль 2017 года, Царские дни. Екатеринбургский Храм-на-Крови построен на месте дома Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Фото: Владимир Мартьянов

Июль 2017 года, Царские дни. Екатеринбургский Храм-на-Крови построен на месте дома Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Фото: Владимир Мартьянов

В Москве 29 ноября открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Именно здесь РПЦ должна была наконец высказать свою официальную позицию по поводу екатеринбургских останков: являются ли они останками семьи Николая II? Но, как стало известно на этой неделе, выводы делать рано: исследования и экспертизы ещё не завершены. В понедельник в московском Сретенском монастыре состоялась специальная конференция о ходе расследования убийства. Дискуссия, в которой приняли участие юристы, историки, политики, генетики, криминалисты, представители церкви, транслировалась в Интернете и вызвала большой резонанс. Но вопросов пока больше, чем ответов.

Церковь: экспертизы были непрозрачны. Возглавил конференцию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он отметил, что все эти годы церковь отказывалась признавать результаты экспертиз, проведённых в 1990-е. Из-за их непрозрачности.

— Наша позиция заключалась в следующем: весь процесс надо повторить заново, и церковь должна быть в него включена, — заявил он. И подчеркнул, что после обсуждения темы с Президентом страны Владимиром Путиным было получено согласие на эксгумацию тела императора Александра III, отца Николая II, чтобы можно было заново провести генетические экспертизы и дойти до истины в результате нового расследования, проведённого по всем правилам ведения следственного дела.

Представители церкви подчёркивают, что это важно не столько в вопросах канонизации, сколько в том, чтобы провести объективное расследование и наконец установить истину.

Следователи: версия о спасении тоже рассматривается. В сентябре 2015 года Следственный комитет возобновил расследование уголовного дела о гибели царской семьи. Как отметила на конференции старший следователь по особо важным делам СК РФ Марина Молодцова, это было продиктовано неполнотой расследования, проведённого в 90-е годы, и многочисленными нарушениями уголовно-процессуального законодательства. В частности, воспринимались и фиксировались только доказательства, которые укладывались в единственную версию — что останки принадлежат царской семье и приближённым к ней людям.

— Сейчас рассматриваются разные версии: о полном уничтожении тел, об их обезглавливании, о принадлежности останков лицам, не имеющим отношения к семье Романовых, о фальсификации захоронения, а также версии о ритуальном убийстве и о спасении царской семьи, — рассказала Марина Молодцова.

По её словам, следствием назначены экспертизы, которые раньше не проводились. Например, почерковедческая и автороведческая экспертиза всех вариантов «Записок Юровского» (об обстоятельствах расстрела царской семьи), криминалистическая экспертиза каббалистических знаков, обнаруженных следователем Соколовым на стене расстрельной комнаты дома Ипатьева. Кроме того, изучаются многочисленные историко-архивные документы, идёт поиск ранее не исследованных документов и материалов.

— Следствие планирует назначить психолого-историческую судебную экспертизу для разрешения вопроса, связанного с возможным ритуальным характером убийства, — сказала она, отметив, что для этого сейчас формируется экспертный совет, куда войдут научные сотрудники Академии наук, Московского и Санкт-Петербургского университетов, историки, архивисты, священники.

Версия о ритуальном убийстве вызвала самую живую дискуссию. Позже епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), секретарь Патриаршей комиссии по изучению результатов экспертизы останков, пояснил, что эту версию отрицать нельзя. По его словам, большевикам был не чужд самый неожиданный и разнообразный ритуальный символизм (взять тот же мавзолей Ленина), а император, даже отрёкшись от престола, оставался фигурой символической, сакральной. Поэтому убийство, которое ставило последнюю точку в существовании династии Романовых, могло иметь ритуальный смысл.

предполагаемые останки Николая II

В генетической экспертизе предполагаемых останков Николая II принимали участие свердловские судмедэксперты. Екатеринбург, 1995 год. Фото: Алексей Кунилов

Криминалисты: тела дотла просто так не сжечь. Криминалист, профессор Вячеслав Попов рассказал о результатах новых судебно-медицинских экспертиз, проведённых с использованием современных технологий.

— На каждом из девяти тел имеются огнестрельные повреждения, что свидетельствует о массовом растреле. Характер повреждений говорит о том, что было применено оружие типа боевых пистолетов и револьверов. Как показал спектральный анализ, стреляли пулями в оболочке, что также подтверждает, что использовалось боевое оружие, — рассказал он, отметив, что в некоторых из жертв было сделано два или три выстрела.

По словам эксперта, на черепе № 4, «который с большой долей вероятности принадлежит Николаю II», обнаружены следы от действия продолговатого предмета, вполне возможно, что от удара саблей. (Как известно, в 1891 году в японском городе Оцу на цесаревича было совершено покушение: он получил ранение саблей).

— Чтобы определить, старые это следы или свежие, была впервые применена мультиспиральная компьютерная томография. Она подтвердила, что травмы были получены при жизни, — сказал Вячеслав Попов.

Он опроверг версию о полном уничтожении тел с помощью серной кислоты и огня, заявив, что концентрированная серная кислота способна разрушить поверхностные слои кожи и губчатое вещество плоских костей, но разрушить тела полностью так невозможно. А сжечь трупы дотла можно только в специальной камере, предназначенной для кремации.

Кандидат биологических наук, антрополог Денис Пежемский подчеркнул, что комплексные антропологические и генетические экспертизы пока не завершены, поэтому говорить о них преждевременно…

Историки: не исключайте политику. Доктор исторических наук, и.о. ректора Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов обратил внимание на то, что при исследовании исторических и архивных материалов нельзя игнорировать политическую составляющую.

Он отметил, что в 60–70-е годы были задокументированы важнейшие свидетельства екатеринбургской трагедии: интервью и выступления Медведева, Кудрина, Радзинского, Никулина и других участников событий лета 1918 года. Также вышли книги Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз», Валентина Пикуля «У последней черты», фильм Элема Климова «Агония».

— В то время на Западе вышли произведения на эту же тему. Очевидно, было необходимо дать идеологический отпор западным изысканиям на счёт гибели царской семьи, удержать в определённых идеологических рамках собственную аудиторию, в то же время предвидеть различные варианты развития истории, — отметил Безбородов.

Он предположил, что консультант МВД СССР Гелий Рябов и свердловский геолог Александр Авдонин, которые в 70-е годы обнаружили в Поросёнковом логу захоронение девяти человек, действовали не без патронажа высоких чиновников из МВД. Также историк обратил внимание на то, что текст книги «Двадцать три ступени вниз», которая вышла в перестройку, отличается от прежних изданий, и попросил учитывать политические моменты при работе с документами.

Очевидно, что в преддверии столетия со дня расстрела царской семьи вопросов к следствию будет ещё немало. По словам Патриарха Кирилла, расследование продлится столько времени, сколько необходимо для установления истины. «ОГ» будет следить за ходом экспертиз.

  • Опубликовано в №224 от 1.12.2017 под заголовком «Дело об убийстве царской семьи»
Областная газета Свердловской области