Семь суждений журналиста Владимира Соловьёва о современных масс-медиа

25 ноября 2017 года Владимир Соловьёв был единогласно избран председателем Союза журналистов России. Его кандидатуру поддержал прежний руководитель структуры  Всеволод Богданов, досрочно снявший с себя полномочия. Сергей Русанов

25 ноября 2017 года Владимир Соловьёв был единогласно избран председателем Союза журналистов России. Его кандидатуру поддержал прежний руководитель структуры Всеволод Богданов, досрочно снявший с себя полномочия. Сергей Русанов

От редакции: важное событие в мире медиа — избран новый руководитель Союза журналистов России (СЖР). Им стал популярный тележурналист, военный корреспондент, политический обозреватель Владимир Геннадиевич Соловьёв (не путать с другим известным тележурналистом Владимиром Рудольфовичем Соловьёвым). Специально для «ОГ» новый глава творческого Союза поделился мыслями о современных масс-медиа, защите журналистов, доверии к СМИ и о том, умрут ли когда-нибудь газеты.

Диагноз российской журналистике: она сейчас не в самой лучшей форме. Надо поработать над её выздоровлением. Прежде всего поднять статус журналиста. Люди старшего поколения помнят, как по одной только критической заметке (правдивой!) срочно принимались меры. Иначе руководителю пришлось бы положить партбилет на стол, что означало автоматическое освобождение от должности.

Сейчас другие времена, нужны другие механизмы действенности СМИ. Будем выходить с законодательными инициативами. Может, имеет смысл ввести штрафы для ответственных лиц за свои действия или бездействие после публикации или передачи о какой-то проблеме.

Думаю, надо распространить на журналистов и действие уголовной статьи о защите жизни государственного или общественного деятеля. Нашим коллегам, работающим в горячих точках и освещающим военные конфликты, считаю, нужно присваивать статус участника боевых действий. Я прошёл не одну войну и знаю, как достаются эти репортажи. И не для льгот, хотя и они лишними не будут, а опять же для повышения статуса журналиста.

Как повысить уровень доверия к СМИ? Реноме российских медиа, конечно, изрядно подпортила жёлтая пресса, когда все СМИ вышли из-под партийного контроля. Но ситуация не такая уж и тревожная. На днях мой тёзка Владимир Соловьёв в своей передаче озвучил рейтинг доверия людей к государственным и общественным институтам. На первом месте — армия, на втором — президент, на третьем — Русская православная церковь, а на четвёртом (64 процента) — СМИ. Это не так уж плохо, я думал, дело гораздо хуже. А поправить всё можно только одним способом — писать и показывать только правду.

Пора объединяться. Наш XII съезд уже назвали объединительным. Дело в том, что в своё время из Союза журналистов России выделились и действовали самостоятельно творческие организации Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас, после съезда, они намерены вернуться в общероссийский Союз.

У нас большие планы, есть масса идей, как оживить деятельность Союза. Останутся и бал прессы, и фестиваль журналистов в Дагомысе, но мы наполним их новым содержанием. У нас будет своя пресс-служба, и нас, наши акции будут слышать во всей стране. Есть серьёзные планы по привлечению в Союз молодёжи. Да, нынешнее поколение прагматично, спрашивает: а что мне даст ваш Союз? И тут бесплатным пропуском в Лувр и другие музеи Европы, на который имеют право все члены Союза, не отделаешься. Мы ставим вопрос по-другому: а что ты можешь дать Союзу? Если ты хочешь творческого роста, помогай, и Союз тебе поможет — семинарами, форумами, конкурсами.

Нас всех надо сосчитать. Мы даже не знаем точно, сколько журналистов состоит в Союзе. Принято считать, что около 100 тысяч человек. Но точного учёта нет. Кто-то ушёл на пенсию, кто-то просто отошёл от дел, а всё ещё числится. По моим ощущениям, в реальности это тысяч 50. Сейчас в первичных и региональных организациях проводится полная ревизия. Нам нужно знать, сколько у нас активных и действующих штыков, то есть перьев.

Интернет никогда не вытеснит телевидение. Иногда приходится слышать: «Телевизор не смотрю из принципа». Оно стало неинтересным, раздражает реклама, сплошные шоу. Не верю! Это бравада. Даже если мы не включаем телевизор, а новости и фильмы смотрим через Интернет, контент-то один и тот же. Просто другой способ доставки информации. Действительно, технические возможности позволяют записать футбольный матч, фильм, передачу и посмотреть, когда есть время, а не в часы трансляции. Это просто переформатирование получения информации.

А телевидение у нас интересное. Я бывал в 80 странах, будучи телевизионным журналистом, придирчиво отсматривал все каналы. Скукота! А какое разнообразие сейчас у нас? Хочешь про охоту и рыбалку? Есть такой канал. Хочешь про путешествия и природу? Смотри «Дискавери». Захотелось послушать умных людей? Включай «Общественное телевидение». На любой вкус и цвет можно найти передачи.

Нет, газеты не умрут. Как и люди, газеты живут и, увы, умирают. Но это отдельные газеты, а не печатная пресса в принципе. Появляются новые. Да, стало меньше федеральных изданий, региональных. А вот газеты городские и районные живут, в некоторых городах их по две-три, и они востребованы. Людям гораздо интереснее узнать, когда у них дорогу отремонтируют, проведут газ, водопровод, а федеральную повестку они из телевизора узнают. Тиражи небольшие, по три-пять тысяч экземпляров, но они живут, правда, есть проблемы с доставкой. Но это у всех газет, и мы будем работать в этом направлении с Почтой России.

Информационные порталы и блогеры не заменят традиционные СМИ. Не надо бояться этого естественного процесса. Наступает новый мир информационных технологий. Так же как и газеты, они появляются и исчезают. По большому счёту, они даже помогают традиционным СМИ, подсказывают актуальные темы. Это своеобразные индикаторы настроений в обществе, надо только уметь отделять зёрна от плевел.

  • Опубликовано в №225 от 2.12.2017 под заголовком «Я прошёл не одну войну и знаю, как достаются репортажи»
Областная газета Свердловской области