Гаджеты исключили из школы. Пока во Франции

Франция законодательно запретила использовать смартфоны в школах. Фото: Владимир Мартьянов

Франция законодательно запретила использовать смартфоны в школах. Фото: Владимир Мартьянов

Министр образования Жан-Мишель Бланке, объявляя новую норму, привёл в пример работу правительства страны — мол, перед заседанием министры оставляют гаджеты вне аудитории. Поясняя причину принятия нового закона, Бланке заявил, что смартфоны ухудшают здоровье детей и плохо влияют на их обучаемость.

Запрет не поможет?

В России пользоваться смартфонами и вообще любым видом телефонной связи запрещено пока только на ЕГЭ. И на госэкзаменах эта запретительная мера уже отлично себя показала — как только её ввели, исчезли сообщения о массовых списываниях и утечках испытательных заданий. Правда, при этом резко понизились баллы ЕГЭ в южных республиках — оказалось, что там и русский язык не знают так хорошо, как прежде, да и с математикой есть большие проблемы. Зато в вузы стали приходить те, кто действительно знает предмет, а не списал правильные ответы экзамена в Интернете.

— Проблема только в том, что все школы страны не снабдишь металлоискателем на входе и не удастся обеспечить в них ежедневное дежурство полиции, — говорит бывший учитель начальных классов, а ныне известная автор пособий для начальной школы Ольга Узорова. — Так что к подобным запретам я отношусь скептически — они не помогут. Вспомните, кто из нас в детстве не читал под партой на уроках книг, хотя это и было строго запрещено? Запреты не способны остановить детей.

— Такова детская психология, — добавляет кандидат психологических наук, преподаватель УрФУ Рустам Муслумов. — Любой запрет только провоцирует повышение внимания к предмету, а обеспечить ответственность детей за нарушение закона мы не можем в силу их юного возраста. Сегодня школы принимают собственный Устав, где и прописывают запрет на использование сотового телефона на уроке — этого достаточно. Не стоит создавать новые запретительные нормы.

Так что же, во Франции образование действует смелее, чем в России? Или настроено более оптимистично… Конечно, здесь сразу заговорили о том, что стране придётся установить в школах три миллиона ячеек для хранения смартфонов на время уроков…

— Представляете, сколько ячеек потребуется России? — риторически спрашивает Узорова.

Однако у родителей наболело. Одна из самых обсуждаемых и острых тем на родительских собраниях, да и в Интернете, на форумах, вот уже несколько последних лет — как сделать так, чтобы на переменах дети не утыкались в телефоны?

— Однажды мы договорились приносить в школу настольные игры, дети на перемене достали шахматы, игры-бродилки, головоломки, — рассказывает мама ученика школы №199 Екатеринбурга Анастасия Буркова. — Запала хватило на три дня. Потом снова все достали телефончики и уставились в них. Учителям удобно: никто не носится по коридорам сломя голову, и не стоит вопрос, как занять детей. Правда, после 10 минут плотного погружения в игру «Майнкрафт» контрольная по математике пишется на «2». Ответ: «Плохо подготовились!»

Неудивительно — психологи объясняют, что перелистывать картинки в Интернете гораздо интереснее и проще, чем вдумываться в то, что учитель объясняет у доски. Да и мельтешащие картинки компьютерной игры увлекают намного легче, чем рассказ педагога про умножение десятичных дробей. Умные родители, понимая это, поступают жёстко: вместо смартфона вручают любимому чаду копеечную «говорилку» с кнопками — просто чтобы был на связи.

— Уже полгода сын ходит в школу с кнопочным телефоном, — рассказывает отец четвероклассника лицея №130 Екатеринбурга Александр Ерофеев. — Возвращать смартфон пока не думаем, хотя почти у многих его одноклассников айфоны. Он даже спит в этом году по ночам лучше, чем в прошлом году, когда пользовался смартфоном. Стал спокойнее, более мирно играет с младшим братом, да и оценки из школы приносит хорошие.

Врачи тем временем бьют тревогу: у большинства школьников к старшим классам школы — нарушение осанки, а зрение падает уже к средним классам.

— Дети сидят в телефончиках, скрючившись, в одной позе, — объясняет спортивный детский врач Анжелика Пономарёва. — Это абсолютно нефизиологично. А кроме этого, они стали меньше двигаться, что влечёт ослабление, нетренированность мышц. Слабые мышцы не способны держать позвоночный столб. Маленький экран, мельтешащие картинки на нём ослабляют глазную мышцу. Санитарные нормы позволяют пользоваться компьютерами не больше часа в день даже для старших школьников — и то с перерывами.

Перемена в школе

На переменах вместо игр с одноклассниками дети играют в игры компьютерные —  с виртуальными друзьями. Фото: Алексей Кунилов

Планшет вместо учителя?

Надо сказать, что Франция — не пионер в деле отказа от гаджетов в школах. В Швеции введённую было четыре года назад электронную систему обучения младших школьников при помощи планшетов уже отменили. Слишком плохие результаты показали ученики после начальной школы — намного хуже, чем в те годы, когда дети учились по старинке. Официально признали начинание неудавшимся. А между тем в Екатеринбурге планшеты на уроках вместо учебников только вводят. «ОГ» рассказывала, что в эксперименте участвуют 50 школ уральской столицы — детям раздали технические средства бесплатно.

— Первые диагностические работы по использованию планшетов прошли, — рассказала «ОГ» начальник департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. — Результаты подведём после новогодних праздников.

Правда, планшеты в уральской столице используются только для учебных целей и в строго определённое время — сидеть в них на переменках детям, конечно, нельзя.

— Коэффициент полезного действия любых электронных средств ничтожно мал по сравнению с ролью учителя и никак не способен его заменить, — убеждена Ольга Узорова. — Как невозможно полностью запретить смартфоны в школах, так и нельзя бросаться в другую крайность, заменяя живые уроки, общение учителя с учениками электронными шаблонами. Так устроен мозг ребёнка: знания передаются от человека, а не от автомата.

Такой же точки зрения придерживается и победитель конкурса «Лучший директор школы России» — директор лицея №180 Екатеринбурга Алексей Крылов. Он выдаёт средства технического обучения своим учителям лишь после того, как они докажут их необходимость на уроке.

— Залезть в Интернет дети сегодня могут и дома, а на уроке пусть они будут иметь роскошь общения с учителем, — говорит Крылов.

Как победить телефонную зависимость?

— Надо развивать образовательный процесс, — считает Рустам Муслумов. — Развивать культуру использования гаджетов. Пока учитель не способен увлечь ребёнка темой, тот будет сидеть в смартфоне. В школах должно быть больше увлечённых своей работой педагогов.

В этом же уверена и педагог Ольга Узорова:

— Прежде чем вводить запрет, спросите у учителей, согласны ли они каждое утро отбирать у детей смартфоны. Я на это не согласилась бы.

По всему выходит, что лучший выход — в решении того отца, который заменил смартфон сына на кнопочную «говорилку». Если педагоги идут в отказ, если государство не готово обеспечить запрет смартфонов в школе, другого выхода у родителей, похоже, не остаётся.

Комментарий

Елена КРЕЧЕТОВА, и. о. Начальника Департамента образования администрации Екатеринбурга:

- Как у нас решается вопрос с ношением смартфонов (они разрешаются или запрещаются)?

— К компетенции образовательной организации относится разработка правил внутреннего распорядка обучающихся. Данным документом могут быть предусмотрены ограничения на использование смартфонов во время образовательной деятельности, однако это не должно противоречить действующему законодательству.

Смартфоны являются личным имуществом, поэтому вопрос о том, чтобы сдавать смартфоны на пороге школ, необходимо обсуждать с родителями. Если они поддержат данную инициативу, то она может быть применена в школах.

Есть мероприятия, на которых официально запрещено иметь при себе сотовые телефоны. Одним из примеров является государственная итоговая аттестация.

— Екатеринбург участвует в эксперименте по использованию планшетов в школах в качестве замены учебников. Каковы первые результаты (впечатления)? Довольны ли учителя таким нововведением?

— Апробация данных устройств в школах города еще не завершена. Сейчас из очевидных плюсов использования двухэкранных планшетов можно отметить возможность полноценного обеспечения образовательной деятельности современными средствами обучения (мультимедийные, интерактивные) для каждого учителя и ученика, в каждом классе, независимо ни от каких внешних условий. Еще одно преимущество «девайсов» - подключение к сети «Интернет» необходимо один раз – для загрузки учебников и учебных материалов. Для использования учебников подключение к сети не требуется. Необходимо отметить и отсутствие стороннего программного обеспечения на устройстве, не являющегося необходимым для образовательной деятельности (сторонних браузеров, с которым можно было бы выйти в свободный интернет, отсутствие рекламы и т. п.). Уже сейчас совершенно понятно, что электронная образовательная среда привычна и комфортна для учеников, т.к. во внеучебное время каждый из них свободно существует в подобных средах (социальные сети, интернет-сообщества и т. д.).

В работе с этими устройствами наблюдаются и недостатки – долгая загрузка материалов урока. Кроме того, для хранения и зарядки устройств в школе необходимо предусмотреть отдельное место.

  • Опубликовано в №238 от 21.12.2017
Областная газета Свердловской области